13.03.2023 10:47 Автор: Филатова Г.А. Медицинский психолог
Ключевые слова: реабилитация, социальная адаптация, психологическая коррекция, психологическая реабилитация, психологическое просвещение.
Keywords: rehabilitation, social adaptation, psychological correction, psychological rehabilitation, psychological education.
Специализированные реабилитационные центры создаются с целью оказания комплексной медицинской, социальной, психологической и педагогической помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, и консультативной помощи их родителям. Мероприятия реабилитации направлены на улучшение физического статуса ребенка и максимально полной и своевременной его адаптации к бытовой жизни, социальной сфере и учебной деятельности. В этой работе большая ответственность возлагается не только на специалистов центра, но и на родителей.
Одной из основных задач медицинского психолога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является консультация родителей по вопросам взаимодействия с ребенком и поиску конструктивных стилей общения и воспитания. Ведь для родителей, чаще всего, рождение ребенка с теми или иными физиологическими и психологическими отличиями, является неожиданностью и сильнейшим стрессом. В данном случае, психолог значительное внимание должен уделять работе с родителями. Такая работа предполагает активное с ними сотрудничество, постоянное обучение и партнерство.
Семья, воспитывающая ребенка со специальными потребностями, помимо традиционных функций, занимается восстановлением социального статуса ребенка и включением его в социальную среду. Семьей же осуществляется исправление или сглаживание различных недостатков ребенка, проводится работа по компенсированию нарушений здоровья, а также организуется приспособление ребенка к негативным условиям жизнедеятельности. Поэтому важным условием социальной реабилитации такого ребенка является участие родителей в реабилитационных мероприятиях как на дому, так и в реабилитационных учреждениях.
Проблемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в большинстве случаев, приводят к глубокой социальной дезадаптации всей семьи, по этой причине большинство таких родителей сталкиваются со следующими проблемами:
· опасение, что ребенок не адаптируется в социуме;
· отсутствие полноценного контакта ребенка со своими сверстниками;
· нахождение родителей один на один со своими проблемами.
Исходя из этого, психолого-педагогическая помощь осуществляется по трем основным направлениям: диагностика, консультирование, коррекция.
Как правило, специализированная помощь детям с различными нарушениями развития оказывается с первых лет жизни. При этом первостепенное значение имеет оказание именно психологической помощи, которая осуществляется в несколько этапов:
· знакомство психолога с семьей и установление первоначального контакта в целях достижения необходимого уровня взаимопонимания и доверия;
· определение основных проблем семьи со слов родителей;
· проведение психолого-педагогической диагностики ребенка;
· выявление модели воспитания, которую используют родители, и проведение диагностики личностных характеристик родителей;
· оценка полученных результатов и определение реальных проблем, которые необходимо преодолевать семье;
· подбор способов, которые помогут решить проблемы;
· подведение итогов, закрепление понимания проблем со стороны родителей.
Необходимо учитывать, что, по мере взросления и изменения формы заболевания, содержательная сторона психолого-педагогической помощи может претерпевать значительные изменения. Все члены семьи должны как можно лучше понимать особенности развития ребенка, учиться правильно общаться не только с ним, но и друг с другом. Такое поведение предотвратит усугубление первичных дефектов развития.
Социализирующий потенциал семьи во многом определяется позицией, которую занимают родители. Выделяют три критерия оценки родительской позиции:
- адекватность - родители полностью осознают особенности своего ребенка;
- динамичность - родительская позиция часто меняется, а вместе с ней изменяются способы общения с ребенком;
- прогностическая - родители способны перестроить свое взаимодействие с ребенком, а также адекватно оценить дальнейшие жизненные перспективы.
Дополнительно с родительскими позициями выделяют и возможные модели социализации ребенка:
· семья создает защиту от социальных взаимодействий, в результате чего ребенок дистанцируется от общества и его стандартов;
· ребенок осознал свое отличие от других и испытывает трудности с восприятием самого себя, а окружающие испытывают затруднения в проявлении к нему обычного дружеского участия;
· ребенок готов учиться новому образу жизни.
Роль родителей в социализации становится еще более значимой, если ребенок не посещает учебно-воспитательное учреждение. Необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы самореализации, соблюдать правильный распорядок дня, организовывать целенаправленные коррекционные занятия, формировать адекватную самооценку - правильное отношение к себе, к своим возможностям и способностям. Для этого следует регулярно подчеркивать, что наряду с особенностями ребенка, у него есть огромные достоинства, и он сумеет многого добиться в жизни, если приложит усилия.
Особенности взаимоотношений в семьях, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, приводят к разным нарушениям в контактах между родителями и ребенком, что в значительной степени затрудняет процесс его социализации и реабилитации. Поэтому особенно важной становится необходимость скорейшего осознания родителями сложившейся ситуации в семье и поиск новых стратегий взаимодействия с ребенком.
Задача психолога на этом этапе – помочь в этом нелегком пути к осознанию и принятию ситуации, ведь в большинстве случаев проблему родитель видит только в особенностях ребенка, игнорируя роль своего влияния на его поведение, восприятие мира, выстраивание взаимоотношений и мотивацию к различной деятельности. Если родитель не будет достаточно включенным в процесс реабилитации, то положительная динамика у ребенка маловероятна: прохождение различных процедур и психолого-педагогической терапии, чаще всего занимает небольшой отрезок времени, и дома, в семье, без ежедневного применения полученных знаний от различных специалистов в центре, развитие ребенка и улучшение его физического и когнитивного статусов прекращается, так как в повседневной жизни это не закрепляется.
Конструктивными отношениями между родителями и ребенком принято подразумевать такие, в которых со стороны взрослых членов семьи присутствует эмоционально-ценностное отношение к ребенку, а также наличие представления о характерологических и возрастных его особенностях. Еще одна характерная черта таких отношений - личностно-ориентированное общение и организация взаимодействия на основе сотрудничества и партнерства.
По этой причине в рамки реабилитационной программы входит организация благоприятного окружения для ребенка, что предполагает создание особой положительной обстановки между всеми членами семьи, определенного стиля общения и способов взаимодействия, учитывающих особые потребности ребенка, а также оказание информационной поддержки родителям в целях приобретения ими новых знаний и умений.
Таким образом, семья может оказывать как положительное влияние на социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и создавать значительные препятствия данному процессу. Для того чтобы сформировать конструктивные детско-родительские взаимоотношения, необходимо ведение целенаправленной психолого-педагогической и медико-социальной работы с семьей, ведь именно от взаимоотношений в семье напрямую зависит успешность реабилитации и социальной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Роль включенности родителей в процесс реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья