Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA Версия для слабовидящих

Опыт применения метода транскраниальной микрополяризации совместно с КВЧ терапией в комплексной реабилитации детей с речевой патологией

Опыт применения  метода транскраниальной микрополяризации совместно с КВЧ терапией в комплексной  реабилитации детей с речевой патологией

06.03.2023 09:50      Автор: Зубкова Г.А., врач - невролог, Климова Е.М., логопед, Онищенко Е.П., врач-физиотерапевт, Стрелкова Е.Д., врач–нейрофизиолог

С каждым  годом увеличивается процент детей, проходящих  реабилитацию в Центре "Ариадна" с речевой патологией (за 2020г. - 55,1%, 2021г. - 63,7%).

Основой индивидуальной комплексной  реабилитации является медицинская, педагогическая и функциональная диагностика ребенка,  определяющая  степень тяжести,  полиморфизм нарушений и функциональное состояние  ЦНС.

Транскраниальная микрополяризация (ТКМП) и КВЧ - терапия используется в Центре с  2008г. В основе ТКМП лежат физиологические механизмы,которые изменяют  уровень поляризации клеточной и синаптической мембраны под действием постоянного тока малой силы, создается новый уровень активности нервного субстрата в корковых,  подкорковых и  сегментарных проекциях. Запускается механизм саморегуляции, возникают новые функциональные связи, приводящие  к компенсации  нарушенных звеньев взаимодействия функциональных связей, обеспечивающих  динамический гомеостаз мозга. КВЧ-терапия-сверх слабое электромагнитное излучение миллиметрового диапазона, позволяющее восстановить  нормальную работу клеток, укрепляющее взаимодействие с другими  клетками.Аппарат делает  электромагнитную "фотографию" заболевшего органа и посылает обратно импульс тойже частоты,вступая  в резонанс   с патологическими клетками и  угнетая их, создает новый уровень излучения свойственный здоровым клеткам.

При наличии у  пациентов сочетанных нарушений, микрополяризация    являлась   как основной или  оптимизирующий метод других лечебных процедур. Определялись  цели и задачи в курсе реабилитации, ее  тип (ТКМП,ТВМП) и совмещение с другими  лечебными процедурами.

Группа исследуемых состояла из 57 детей в возрасте от 2до 7 лет. Пациенты условно были разделены на подгруппы:

- двигательные и психо-речевые нарушения - 6 чел.-10%;

-задержка психо-речевогоразвития -34 чел.- 60%;

-задержка темпов речевого развития - 7 чел. - 11%;

-синдром гипервозбудимости с дефицитом внимания и задержкой речи 6чел.-10%;

- врожденные пороки развития ЦНС и задержка речи - 4 чел.-9%.

По заключениям специалистов, совместно с  физиотерапевтомподбирали схемы лечения, включающие  микрополяризацию и КВЧ - терапию.

Анализируя моменты раннего начала курса реабилитации,можно сделать выводы,что вовремя начатое лечение и повторные курсы данного реабилитационного  комплекса дают более выраженную динамику в развитии моторных,речевых и психических функций.

По заключению логопедов положительная динамика наблюдалась в следующих аспектах развития:

1. Увеличение общей познавательной активности у неговорящих детей. Отмечается увеличение  пассивного словаря, что выявляется на повторном обследовании. Дети больше интересуются  окружающим миром, явлениями вокруг себя; активно  манипулируют с предметами, изучая их свойства и деятельность с ними. Говорящие дети начинают активно задавать вопросы, выстраивают логическую связь.

2.Улучшается самоконтроль и внимание в организованной деятельности:

дети начинают лучше понимать обращенную речь, контактно реагировать  на нее,  начинают выполнять многоступенчатые инструкции. Длительность продуктивной деятельности на занятии увеличивается - ребенок становится более усидчивым, внимательным к инструкциям взрослого, начинает формироваться самоконтроль и ,соответственно, мы получаем положительные результаты в активной речи ребенка.

3.Увеличение речевой активности: у неговорящих детей увеличивается  говорение слоговых цепочек, слов-абрисов, которые дети с помощью логопеда  или самостоятельно начинают закреплять за предметами, соответственно приобретая смысл. 

Наполняется звуковой состав слова. Слоговая структура совершенствуется. Дети начинают активно подражатьвзрослому в построении простого предложения, постепенно накапливая номинативный и предикативный словарь. Увеличивается понимание значений предложно – падежных конструкций, которые затем переходят в активный  грамматический строй речи. С возраста 5-6 лет увеличение речевой активности приводит к формированию фонематических процессов, что в свою очередь совершенствует  произношение ребенка. Речь приобретает более понятный и качественный характер.

4. Улучшение работы органов  артикуляционного аппарата происходит за счет увеличения  внимания, повышения работоспособности ребенка, что меняет качество самой  деятельности.

5. Появление мотивации к занятиям: формируется положительное отношение к собственным  успехам на логопедическом занятии. Ребенок  понимает, что он может это повторить, проговорить, приблизив максимально качественно к речи взрослого.  Это помогает  добиться наилучших  результатов в развитии речи. У детей формируется связанная речь, они начинают самостоятельно , либо с помощью взрослого, составлять рассказы по картинкам, применяя полученные на занятиях знания. Соответственно, в активной повседневной речи отмечается положительная  динамика в целом.

Всем 57 детям, проходившим неоднократные курсы реабилитации в Центре и нуждающимся в проведении транскраниальноймикрополяризации и КВЧ терапии, проводились  нейрофизиологические исследования,  которые включали в себя электроэнцефалографию, выполняемую с помощью компьютерного 19-канального  электроэнцефалографа «Нейрософт-3».

При электроэнцефалографическом исследовании у всех пациентов на ЭЭГ были обнаружены различные  отклонения от возрастной нормы: нарушение зонального распределения ритмов - увеличение спектровмощности альфа и бета-колебаний в лобных областях, уменьшение представительства бета - активности в передних отделах коры, снижение амплитуды, частоты, индекса альфа - ритма, нарушения межполушарных взаимоотношений (когерентности).

Изменения электроэнцефалографической картины головного мозга у пациентов, получивших курс микрополяризации и КВЧ терапии, характеризуются существенными отличиями от предыдущих исследований в виде динамики восстановления ЭЭГ -  паттерна.

Значимые изменения на ЭЭГ обычно выявляются только через 4-6 недель после проведения ТКМП и КВЧ - терапии. При повторных ЭЭГ у пациентов в контрольной группе выявилась отчетливая положительная динамика:

-увеличение амплитуды, частоты, индекса альфа - ритма, особенно в затылочных отведениях;

-снижение амплитуды и индекса медленноволновой активности;

-улучшение межполушарных взаимоотношений (когерентности),особенно в передних отведениях.

Только у 2 человек из 57 обследованных (3,5%) ,с врожденными пороками развития ЦНС, динамика практически отсутствовала.

Выводы: при анализе эффективности комплексной терапии с применением микрополяризации и КВЧ - терапии  у детей, с задержкой темпов развития речи  и общего психического развития, было замечено улучшение формирования регенераторных функций, повышение устойчивости внимания, улучшение  процессов восприятия  и познавательной деятельности в более ранние сроки, чем у детей, которые не получали микрополяризацию и КВЧ – терапию.  Данные  наблюдения подтверждались не только клиническим наблюдением, но и нейрофизиологическим обследованием.

Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Опыт применения метода транскраниальной микрополяризации совместно с КВЧ терапией в комплексной реабилитации детей с речевой патологией

Возврат к cписку публикаций