03.03.2023 10:05 Автор: Бодрова Н.А. Воспитатель, педагог-кондуктолог
В 1993 году мы, молодые специалисты «Ариадны», Бодрова Н. А, Толкачева Т. Н, Ильичева Л. Г., приехали в г. Будапешт с целью обучения методике кондуктивной педагогики с последующим внедрением её непосредственно в Центре «Ариадна». На тот момент в стране не было учреждений, которые бы работали по данному направлению. И, поэтому, мы понимали какая на нас лежит ответственность и необходимость тщательного изучения данной методики.
Поэтому, во время обучения в г.Будапеште, старались освоить всё то, что давали специалисты института. Обучение длилось 4 года (1993-1997 гг.). По окончании нам всем были вручены дипломы педагога-кондуктора.
Педагог – кондуктолог - это специалист, владеющий знаниями в области медицины, психологии, педагогики, дефектологии, логопедии и лечебной физкультуры. Основная задача кондуктолога при работе с детьми - достижение наиболее эффективных результатов у каждого ребенка, находящегося в группе, в процессе обучения; преодолеть или минимизировать двигательную, речевую и психическую недостаточность, развивая задержанные и корригируя нарушенные функции.
Все педагоги в настоящее время имеют высшее образование и высшие квалификационные категории.
Хочется отметить, что за время обучения, когда нам доводилось приезжать домой на летние каникулы, мы - будущие педагоги-кондукторы, имели возможность и большое желание применять на практике полученные знания и умения в стенах «Ариадны», и мы эту возможность не упускали.
Параллельно с нашей учёбой, в самом Центре «Ариадна» велась подготовка технической базы для обеспечения качества будущей работы. Проводилось изготовление и закупка необходимого оборудования (специальные кушетки-причи, стулья с высокой спинкой-реечкой, тумбы разного размера и высоты и многое другое).
Итак, летом 1997 года мы приступили к работе в Центре «Ариадна», в городе Тольятти, в качестве первых российских педагогов-кондукторов, где работаем и в настоящий момент.
Ежегодно, с помощью данного метода, в нашем Центре проходят реабилитацию, в среднем, 300 детей с двигательными нарушениями.
В нашем Центре организованы 3 группы, в соответствии с возрастом, по типу «Мать и дитя»:
1 группа дети- с 6 мес. до 1 года;
2группа – дети с 1 года до 3 лет;
3 группа – дети с 3 до 7-8 лет.
В соответствии с приказом МЗ РФ от 29.12. 2012г. № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» для каждого ребенка составляется индивидуальный план реабилитации в соответствии с МКБ и МКФ, в котором учитывается возраст, начальные двигательные возможности, реабилитационный потенциал пациента. Члены мультидисциплинарной бригады (лечащий врач, педагог, психолог, кондуктолог и др.) определяют реабилитационную программу пациента, ставят цели и задачи конкретному ребенку. Совместно с врачом дневного стационара кондуктолог осуществляет текущее наблюдение с занесением в установленную документацию изменений в состоянии пациента и эффективность проводимых реабилитационных мероприятий.
Наша главная цель- помочь родителям найти чувственный контакт с ребёнком, раскрыть в родителях потенциальные возможности в общении с ребёнком, научить правильно оценивать свои силы и способности ребёнка.
Большую роль в достижении результатов реабилитации детей с двигательными нарушениями играет комплексная программа дня. Она включает в себя блоки, состоящие из комплексов упражнений и педагогических занятий, проводимых в игровой форме.
Специальными комплексными занятиями, в которых принимают участие дети, родители и кондуктолог, мы мобилизуем физический потенциал ребёнка, обучаем родителей адекватному восприятию своего малыша и гармоничному взаимодействию с ним. Мы развиваем у ребенка способности самостоятельно применять заученные движения в ежедневной деятельности. Кондуктолог стремится встраивать самые разнообразные положения тела в режим дня и связывать их друг с другом, тем самым создавая для ребенка максимальную вариативность движений.
Перед ребёнком ставится только посильная задача. Это постоянно активизирует, стимулирует его инициативу.
Наша задача – как можно раньше добиться включения ребёнка в активное выполнение произвольных движений.
Сущность системы кондуктивнойпедагогики состоит в стремлении создать для ребенка условия, стимулирующие его развитие в процессе жизни, и позволяющие наиболее полно и эффективно использовать его индивидуальные возможности в процессе целенаправленного комплексного воздействия.Основным действующим принципом кондуктивной педагогики является «намерение» - нацеленность сознания на выполнение какого - либо действия. Оно реализуется через «активность» и, прежде всего, умственную, которая должна быть осознанной и мотивированной. Только путём приобретения опыта, сознательно решая все задачи, можно достичь успехов. Ребёнка надо научить правильно оценивать «выполняемое движение».
Кондуктивная педагогика является методом «активной реабилитации» и строится на основном принципе – принципе мотивации, о чём я говорила выше. Любознательность, интерес побуждают ребёнка к действию, движению, помогающему коснуться желаемого предмета, взять его и попробовать действовать с ним. Ребёнок, у которого нарушена двигательная деятельность, никогда не научится контактировать с окружающим миром, если ему вовремя не помочь. Главным помощником, конечно же, является мама. Помощь мамы соединяется с движениями малыша в момент его деятельности таким образом, что их движение становится «диалогом», который ведёт к достижению ребёнком его цели.
Основные задачигруппы «Мать и дитя» в соответствии с принципами кондуктивной педагогики:
1. Учить родителей выполнять совместные действия с ребёнком (на начальном этапе реабилитации).
2. Организовать активный распорядок дня.
3. Ознакомить и обучить родителей с комплексом упражнений в разных исходных положениях: лежа, сидя, стоя для индивидуальной работы дома.
4. Повысить детскую активность и самостоятельность.
5.Обучить детей и родителей основным видам движений в положении лежа, сидя, стоя.
6.Обучить навыкам ходьбы.
7.Развивать соответствующий ритм в движениях. Развивать координацию движений.
8. Развивать внимание, удерживать внимание, учить управлять вниманием.
9. Активизация и развитие речевой функции.
10. Развитие навыков самообслуживания.
Интеграция в дошкольное/ школьное учреждение.
Работая в группе «Мать и дитя», мы показываем матери, что именно она может развить способности своего малыша.
Занятия в группе носят комплексный характер: мы отрабатываем движение, учим мыслить, формируем эмоциональный фон. Происходит объединение зрительных, тактильных, слуховых, кинестетических движений.
В течение всего дня, в работе с детьми мы показываем родителям, что умственное и двигательное развитие тесно связаны друг с другом. Чем ребёнок активнее, тем он лучше знакомится с окружающим миром.
Занятия проводятся с группой детей, т.к. это помогает наладить контакт с обществом.
Наблюдая за работой окружающих, ребёнок и родитель активнее втягиваются в этот процесс.
Во время занятий мы стремимся вызвать максимальную эмоциональную реакцию каждого ребёнка,
Во время работы с детьми и в конце занятия проводится обязательная положительная и поощрительная оценка работы всей группы и в отдельности каждого ребёнка и его мамы.
Ребёнок счастлив, когда он активно стремится к чему - либо, с успехом реализует свои потребности и способен достичь желаемой цели.
Мы помогаем семье так организовать окружающую ребёнка среду, чтобы она могла максимально стимулировать развитие ребёнка, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребёнка.
Зачастую педагог- кондуктолог выступает в роли психолога, объясняя родителям, что желания избавить ребёнка от трудностей, постоянная опека не дают возможности ребенку проявить самостоятельность. Это приводит к пассивности, отказу от деятельности.
Проводя с детьми занятия на развитие движений, мы одновременно даём представления об окружающих предметах, используя множество разнообразных игрушек.
Также учим простейшей ориентировке в пространстве: когда дети перемещают предметы (вверх, вниз, вперёд, назад).
Сообщаем, какую руку/ногу используем при выполнении того или иного задания. Это помогает развитию восприятия, которое часто страдает у ребёнка с двигательными нарушениями.
Проводимые комплексы занятий разнообразны:
- это занятия на полу, (лежа сидя);
-это занятия на приче, это специальная кушетка с реечками, за которую удобно хвататься и подтягиваться, заползать и сползать с нее, присаживаться, держась за реечки;
-это занятия в положении сидя на тумбе, где ребенок учиться удерживать положение сидя; сидеть, удерживая равновесие и манипулировать предметами;
- это занятия у шведской стенки, которая позволяет детям стоять у опоры, делать шаги вдоль опоры;
-это разнообразные виды ходьбы, с помощью необходимых средств передвижения.
Так же проводятся занятия познавательного цикла,с целью вызвать у ребёнка интерес к данным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование), где происходит развитие мелкой моторики, активизируется речь. Используем материал Монтессори.
С большим удовольствием дети посещают музыкальные занятия, где идёт развитие у ребёнка слуха, чувства ритма, умения выполнять действия под музыку, игра на доступных музыкальных инструментах
Проводятся групповые коррекционно-развивающие занятия с психологом, с целью формирования навыков социальной адаптации, развития творческих способностей, взаимопонимания с окружающими, с элементами музыкотерапии, сказкотерапии, игротерапии, цветотерапии.
Так же создана предметно-пространственная среда для развития игровой деятельности. Всевозможное яркое игровое оборудование побуждает ребенка к двигательной активности, а также создает положительный эмоциональный фон.
Родители являются неотъемлемыми участниками разнообразных мероприятий, что позволяет снять психологическое напряжение, получить новые знания по взаимодействию с ребенком, отвлечься от «больного» ребенка и получить положительные эмоции от совместного с ним взаимодействия.
Одной из наиважнейших целей кондуктивнойпедагогики являетсяформирование навыков самообслуживания. Развитие этих навыков делает ребёнка, по возможности, более независимым в домашней и общественной среде.
Главная цель – убрать зависимость ребёнка от мамы, дать ему больше самостоятельности, умения находиться в коллективе. Важно, чтобы ребёнок делал всё, что в его силах и принимал посильное участие в каждодневной активности.
Формированиенавыков самообслуживания зависит от общего психомоторного развития ребёнка, от способности манипулировать предметами, от развития крупной и мелкой моторики, зрительного восприятия. Задания по развитию навыков самообслуживания делятся на мелкие шаги, поэтапно отрабатываются как на занятиях по ЛФК, так и в индивидуальной работе. Например: учим ребёнка брать колечко, просовывать в него руку, ногу. Потом похожий навык применяется при одевании.
В помещении, где проходят занятия, используются разнообразные вспомогательные средства, чтобы ребёнок максимально активно передвигался самостоятельно по группе. Это ходунки, тросточки, поручни.
Всё это ведёт к тому, что большую часть времени ребёнок находится в самостоятельной двигательной активности.
На занятиях царит спокойная доброжелательная обстановка. С детьми младшего возраста упражнения выполняются под песни, ритмические стихи, которые соотносятся с одними и теми же движениями, поэтому каждый стишок или песня заучиваются как принадлежащие определённому упражнению. Песенки помогают:
1. Формировать положительные эмоции.
2. Создают спокойное настроение.
3. Помогают развивать чувствительность к ритму.
4. Удерживают активность ребёнка.
5. Показывают начало и конец движения.
6. Побуждают к повторению действий.
Кондуктивная педагогика вписывается в принципы реабилитации на основании которых строится вся медицинская реабилитация, в частности и в нашем учреждении:
• раннее началореабилитационных мероприятий, позволяющее снизить или предотвратить ряд осложнений раннего периода и способствующее более полному и быстрому восстановлению нарушенных функций;
• системность и длительность. Что возможно лишь при хорошо организованном поэтапном построении реабилитации;
• комплексность (применение всех доступных и необходимых реабилитационных мероприятий);
• мультидисциплинарность(включение в реабилитационный процесс специалистов разного профиля);
• адекватность (индивидуализация программы реабилитации);
• социальная направленность;
• активное участие в реабилитационном процессе самого ребенка, его родных и близких;
• использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.
Кондуктивная педагогика – это метод «активной реабилитации».
Чем раньше начать заниматься с ребёнком кондуктивной педагогикой, тем быстрее:
• уменьшится степень выраженности двигательных синдромов;
• нормализуется мышечный тонус;
• стабилизируются позы и положения конечностей;
• возникнут адекватные двигательные ощущения.
С помощьюкондуктивной педагогики можно предотвратить:
• пассивность ребёнка и ограниченность движений;
• патологические контрактуры;
• формирование патологических стереотипов;
• проблемы с поведением и адаптацией;
• задержку интеллектуального развития;
ошибки в семейном воспитанииДля ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Становление кондуктивной педагогики