Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA Версия для слабовидящих

Становление кондуктивной педагогики

Становление кондуктивной педагогики

03.03.2023 10:05      Автор: Бодрова Н.А. Воспитатель, педагог-кондуктолог

В 1993 году мы, молодые специалисты «Ариадны», Бодрова Н. А, Толкачева Т. Н, Ильичева Л. Г., приехали в г. Будапешт с целью обучения методике кондуктивной педагогики с последующим внедрением её непосредственно в Центре «Ариадна». На тот момент в стране не было учреждений, которые бы работали по данному направлению. И, поэтому, мы понимали какая на нас лежит ответственность и необходимость тщательного изучения данной методики.

Поэтому, во время обучения в г.Будапеште, старались освоить всё то, что давали специалисты института. Обучение длилось 4 года (1993-1997 гг.). По окончании нам всем были вручены дипломы педагога-кондуктора.
Педагог – кондуктолог - это специалист, владеющий знаниями в области медицины, психологии, педагогики, дефектологии, логопедии и лечебной физкультуры. Основная задача кондуктолога при работе с детьми - достижение наиболее эффективных результатов у каждого ребенка, находящегося в группе, в процессе обучения; преодолеть или минимизировать двигательную, речевую и психическую недостаточность, развивая задержанные и корригируя нарушенные функции.

Все педагоги в настоящее время  имеют высшее образование и высшие квалификационные категории.

Хочется отметить, что за время обучения, когда нам доводилось приезжать домой на летние каникулы, мы - будущие педагоги-кондукторы, имели возможность и большое желание применять на практике полученные знания и умения в стенах «Ариадны», и мы эту возможность не упускали.

Параллельно с нашей учёбой, в самом Центре «Ариадна»  велась подготовка технической базы для обеспечения качества будущей работы. Проводилось  изготовление и закупка необходимого оборудования (специальные кушетки-причи, стулья с высокой спинкой-реечкой, тумбы разного размера и высоты и многое другое).

Итак, летом 1997 года мы приступили к работе в Центре «Ариадна», в городе Тольятти, в качестве первых российских педагогов-кондукторов, где работаем и  в настоящий момент.

Ежегодно, с помощью данного метода, в нашем Центре  проходят реабилитацию, в среднем, 300  детей с двигательными нарушениями.

В нашем Центре организованы 3 группы, в соответствии с возрастом, по типу «Мать и дитя»:

1 группа дети- с 6 мес. до 1 года;

2группа – дети с 1 года до 3 лет;

3 группа – дети с 3  до 7-8 лет. 

В соответствии с приказом МЗ РФ от 29.12. 2012г. № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» для каждого ребенка составляется  индивидуальный план реабилитации в соответствии с МКБ и МКФ, в котором учитывается возраст, начальные двигательные возможности, реабилитационный потенциал пациента. Члены мультидисциплинарной бригады (лечащий врач, педагог, психолог, кондуктолог и др.) определяют реабилитационную программу пациента, ставят цели и задачи конкретному ребенку. Совместно с врачом дневного стационара кондуктолог осуществляет текущее наблюдение с занесением в установленную документацию изменений в состоянии пациента и эффективность проводимых реабилитационных мероприятий.

Наша главная цель- помочь родителям найти чувственный контакт с ребёнком, раскрыть в родителях потенциальные возможности в общении с ребёнком, научить правильно оценивать свои силы и способности ребёнка.

Большую роль в достижении результатов реабилитации детей  с двигательными нарушениями играет комплексная программа дня. Она включает в себя блоки, состоящие из комплексов упражнений и педагогических занятий, проводимых в игровой форме.

Специальными  комплексными  занятиями, в  которых  принимают участие дети, родители и кондуктолог, мы мобилизуем физический потенциал ребёнка, обучаем  родителей   адекватному   восприятию  своего  малыша  и  гармоничному   взаимодействию  с  ним. Мы развиваем у ребенка способности самостоятельно применять заученные движения в ежедневной деятельности. Кондуктолог  стремится встраивать самые разнообразные положения тела в режим дня и связывать их друг с другом,  тем самым создавая для ребенка максимальную вариативность движений.

Перед  ребёнком  ставится  только  посильная  задача.  Это  постоянно  активизирует, стимулирует  его  инициативу.

Наша  задача – как  можно  раньше  добиться  включения  ребёнка  в  активное  выполнение  произвольных  движений.

Сущность системы кондуктивнойпедагогики  состоит в стремлении создать для ребенка   условия, стимулирующие его развитие в процессе жизни, и позволяющие наиболее полно и эффективно использовать его индивидуальные возможности в процессе целенаправленного комплексного воздействия.Основным  действующим  принципом  кондуктивной  педагогики  является  «намерение» - нацеленность  сознания  на  выполнение  какого - либо  действия.  Оно  реализуется  через  «активность»  и,  прежде  всего,  умственную,  которая  должна  быть  осознанной  и   мотивированной.  Только путём приобретения опыта,   сознательно  решая  все  задачи, можно  достичь  успехов.  Ребёнка  надо  научить  правильно  оценивать  «выполняемое  движение».

Кондуктивная педагогика является методом «активной реабилитации» и строится на основном принципе – принципе мотивации, о чём я говорила выше. Любознательность, интерес побуждают ребёнка к действию, движению, помогающему коснуться желаемого предмета, взять его и попробовать действовать с ним. Ребёнок, у которого нарушена двигательная деятельность, никогда не научится контактировать с окружающим миром, если ему вовремя не помочь. Главным помощником, конечно же, является мама. Помощь  мамы  соединяется с движениями малыша в момент его деятельности таким образом, что их движение становится «диалогом», который ведёт к достижению ребёнком его цели.

Основные  задачигруппы   «Мать и дитя» в соответствии с принципами кондуктивной педагогики:

1. Учить  родителей  выполнять  совместные  действия  с  ребёнком  (на  начальном этапе  реабилитации).

2.  Организовать  активный  распорядок  дня.

3. Ознакомить  и обучить родителей  с  комплексом  упражнений в разных исходных положениях: лежа, сидя, стоя  для индивидуальной работы дома.

4. Повысить детскую активность и самостоятельность.

5.Обучить  детей и родителей  основным  видам  движений  в  положении  лежа, сидя, стоя.

6.Обучить навыкам   ходьбы.

7.Развивать  соответствующий  ритм  в  движениях.  Развивать   координацию   движений.

8. Развивать   внимание,   удерживать   внимание, учить управлять вниманием.

9. Активизация   и развитие речевой функции.

10. Развитие   навыков   самообслуживания.

 Интеграция  в  дошкольное/ школьное   учреждение.

Работая в группе «Мать и дитя», мы  показываем матери, что именно она может развить способности своего малыша.

Занятия в группе носят комплексный характер: мы отрабатываем движение, учим мыслить, формируем  эмоциональный  фон. Происходит  объединение  зрительных,  тактильных, слуховых, кинестетических  движений.

В  течение  всего  дня,  в  работе  с  детьми  мы  показываем родителям, что  умственное  и  двигательное  развитие  тесно  связаны  друг  с  другом.  Чем  ребёнок  активнее, тем  он  лучше  знакомится  с  окружающим  миром.

Занятия  проводятся  с  группой  детей, т.к. это  помогает  наладить  контакт  с  обществом.

Наблюдая  за  работой  окружающих, ребёнок и  родитель активнее  втягиваются  в  этот  процесс.

Во  время  занятий  мы  стремимся  вызвать  максимальную  эмоциональную  реакцию  каждого  ребёнка,

Во время работы с детьми и в  конце  занятия  проводится  обязательная  положительная  и  поощрительная  оценка  работы  всей  группы  и  в  отдельности  каждого  ребёнка  и  его мамы.

Ребёнок  счастлив, когда  он  активно  стремится  к  чему - либо, с  успехом  реализует  свои  потребности и  способен  достичь  желаемой  цели.

Мы помогаем семье так организовать окружающую ребёнка среду, чтобы она могла максимально  стимулировать  развитие  ребёнка, сглаживать  негативное  влияние  заболевания  на психическое  состояние   ребёнка.

Зачастую педагог- кондуктолог выступает в роли психолога, объясняя    родителям, что  желания  избавить  ребёнка  от  трудностей, постоянная опека не  дают  возможности ребенку проявить самостоятельность. Это приводит  к  пассивности, отказу от деятельности.

Проводя  с  детьми  занятия  на  развитие  движений,  мы  одновременно  даём  представления  об  окружающих  предметах,  используя  множество  разнообразных  игрушек.

Также  учим простейшей ориентировке в пространстве:  когда  дети  перемещают  предметы  (вверх, вниз, вперёд, назад).

Сообщаем, какую  руку/ногу  используем при выполнении того или иного задания.  Это  помогает  развитию  восприятия, которое  часто  страдает  у  ребёнка  с  двигательными  нарушениями.

Проводимые комплексы занятий разнообразны:

 - это занятия на полу, (лежа сидя);

-это занятия на приче, это специальная  кушетка  с реечками, за которую удобно хвататься и подтягиваться, заползать и сползать с нее, присаживаться,  держась за реечки;

-это занятия в положении сидя на тумбе, где ребенок учиться  удерживать положение сидя; сидеть, удерживая равновесие и манипулировать предметами;

- это занятия у шведской стенки, которая позволяет детям стоять у опоры, делать шаги  вдоль опоры;

-это разнообразные виды ходьбы, с помощью необходимых средств передвижения.

 Так же проводятся занятия познавательного цикла,с целью вызвать у ребёнка интерес к данным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование), где происходит развитие мелкой моторики, активизируется речь. Используем материал Монтессори.

С большим удовольствием дети посещают  музыкальные занятия, где идёт   развитие у ребёнка слуха, чувства ритма, умения выполнять действия под музыку, игра на доступных музыкальных инструментах

Проводятся групповые коррекционно-развивающие занятия с психологом, с  целью формирования навыков социальной адаптации, развития творческих способностей, взаимопонимания с окружающими, с элементами музыкотерапии, сказкотерапии, игротерапии, цветотерапии.

Так же создана предметно-пространственная среда для развития игровой деятельности. Всевозможное яркое игровое оборудование побуждает ребенка к двигательной активности, а также создает положительный эмоциональный фон.

Родители являются неотъемлемыми участниками разнообразных мероприятий, что позволяет снять психологическое напряжение, получить новые знания по взаимодействию с ребенком, отвлечься от «больного» ребенка и получить положительные эмоции от совместного с ним взаимодействия.

Одной из наиважнейших целей кондуктивнойпедагогики  являетсяформирование навыков самообслуживания.  Развитие этих навыков делает ребёнка, по возможности, более независимым в домашней и общественной среде.

Главная  цель – убрать  зависимость  ребёнка  от  мамы,  дать  ему  больше  самостоятельности, умения  находиться  в  коллективе. Важно, чтобы ребёнок делал всё, что в его силах и принимал посильное участие в каждодневной активности.

Формированиенавыков самообслуживания зависит от общего психомоторного развития ребёнка, от способности манипулировать предметами, от развития крупной и мелкой моторики, зрительного восприятия.  Задания по развитию навыков самообслуживания делятся на мелкие шаги, поэтапно отрабатываются как на занятиях по ЛФК, так и в индивидуальной работе. Например: учим  ребёнка брать колечко, просовывать в него руку, ногу. Потом похожий  навык применяется при одевании.

В  помещении, где проходят занятия, используются  разнообразные  вспомогательные  средства, чтобы  ребёнок  максимально  активно  передвигался  самостоятельно  по  группе.  Это  ходунки, тросточки, поручни.

Всё  это  ведёт  к  тому, что  большую  часть  времени  ребёнок  находится  в  самостоятельной  двигательной  активности. 

На  занятиях царит спокойная  доброжелательная  обстановка.   С детьми младшего возраста упражнения  выполняются  под  песни,  ритмические  стихи,  которые  соотносятся  с  одними  и  теми  же  движениями,  поэтому  каждый  стишок  или  песня  заучиваются  как  принадлежащие  определённому  упражнению.  Песенки  помогают:

      1. Формировать  положительные  эмоции.

      2. Создают  спокойное  настроение.                                           

      3. Помогают  развивать  чувствительность  к  ритму.                                

      4. Удерживают  активность ребёнка.                                                                

      5. Показывают начало  и  конец  движения.                                       

      6. Побуждают  к  повторению  действий.

Кондуктивная педагогика вписывается в принципы реабилитации на основании которых строится вся медицинская реабилитация, в частности и в нашем учреждении:

•      раннее  началореабилитационных мероприятий, позволяющее снизить или предотвратить ряд осложнений раннего периода и  способствующее более полному и быстрому восстановлению  нарушенных функций;

•      системность и длительность. Что возможно лишь при хорошо организованном поэтапном построении реабилитации;

•      комплексность (применение всех доступных и необходимых  реабилитационных мероприятий);

•      мультидисциплинарность(включение в реабилитационный процесс специалистов разного профиля);

•      адекватность  (индивидуализация программы реабилитации);

•      социальная направленность;

•      активное участие в реабилитационном процессе самого ребенка, его родных и близких;

•      использование  методов контроля адекватности нагрузок и эффективности   реабилитации.

Кондуктивная  педагогика – это  метод «активной реабилитации».

   Чем раньше  начать  заниматься  с  ребёнком  кондуктивной педагогикой, тем  быстрее:

•      уменьшится  степень  выраженности  двигательных  синдромов;

•      нормализуется  мышечный  тонус;

•      стабилизируются  позы  и  положения  конечностей;

•      возникнут  адекватные  двигательные  ощущения.

С  помощьюкондуктивной  педагогики  можно       предотвратить:

•      пассивность  ребёнка  и  ограниченность  движений;  

•      патологические  контрактуры;                             

•      формирование  патологических  стереотипов;                          

•      проблемы  с  поведением  и  адаптацией;             

•      задержку  интеллектуального  развития;           

ошибки  в  семейном  воспитании

Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Становление кондуктивной педагогики

Возврат к cписку публикаций