02.03.2023 09:43 Автор: Вергазова В. Д. Логопед
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушением слуха и речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе с детьми разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает переутомление, поддерживает познавательную активность. В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в коррекционном процессе.
С помощью компьютерных технологий можно существенно повысить мотивацию ребёнка, с особенностями в развитии, к трудной для него работе, разнообразить занятия, решить задачи различных направлений коррекционно-развивающей деятельности, научить и приучить его самого оценивать свои достижения.
Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие психических функций детей,которые можно с успехом применять при обучении детей с нарушением слуха и речи.
Мы не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационно-развивающих технологий в своей практике. В работе с детьми с нарушением слуха и речимы начали использовать интерактивную доску.
Интерактивная доска – это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Она совмещает функции трех видов оборудования:
· аудиторной доски с маркером;
· экрана для отображения информации;
· интерактивного компьютерного монитора.
Преимущества работы с интерактивной доской:
· усиливает подачу материала;
· помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми;
· электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные;
· позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
· развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей;
· дети начинают понимать сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала;
· позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной;
· формирует навык самостоятельной продуктивной деятельности;
· повышает самооценку ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно.
Использование интерактивной доски позволяет:
· экономить время;
· повышать доступность;
· усиливать наглядность и яркость обучения;
· развивать творческие способности детей;
· сохранять заметки и рисунки детей, сделанные маркером на доске, для последующей раздачи родителям.
Интерактивная доска позволяет демонстрировать:
· мультимедийные презентации;
· иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы );
· видеоматериалы;
· интерактивные игры;
· тренировочные задания по рисованию, конструированию ,математике и обучению грамоте.
Мы используем интерактивную доску практически на всех занятиях познавательного цикла: на ознакомлении с окружающим миром, на формировании элементарных математических представлений, по развитию речи и на занятиях художественно-эстетического цикла. При проведении коррекционной деятельности с использованием мультимедийных технологий необходимо заботиться о соблюдении санитарно-гигиенических норм:
· непрерывная продолжительность работы с интерактивной доской в форме развивающих игр не должна превышать 10 минут для детей дошкольного возраста;
· достаточный уровень освещенности;
· экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз;
· для профилактики зрительного утомления надо проводить гимнастику для глаз в середине занятия.
Используя интерактивную доску, в процессе формирования математических представлений, решаем следующие задачи:
· обучаем детей количественному счету;
· учим классифицировать геометрические фигуры по величине, цвету, форме;
· развиваем глазомер;
· учим детей ориентироваться во времени и пространстве;
· закрепляем умение писать цифры;
· обучаем решать логические задачи.
Для решения этих задач мы используем программы «Мостик», «Найди лишние», «Сложи узор», «Подбери одинаковые фигуры» и другие. Также используем программуSMART,при помощи которой рисуем фигуры, пишем цифры и решаем простые примеры и задачи.
На занятиях по окружающему миру формируем у детей представления и основные понятия о предметах, явлениях окружающего нас мира. Программное обеспечение позволяет сделать эти занятия более интересными и насыщенными, запоминающимися. У нас множество разнообразных программ, которые в полной мере помогают нам реализовать цели и задачи по каждой отдельной теме.
Специализированная компьютерная программа «В городском дворе» позволяет ребенку с отклонениями моделировать картины жизни городского двора на протяжении календарного года, экспериментировать с признаками погоды, занятиями и одеждой детей, выявлять их неразрывные связи. Мы используем эту программу как для детей дошкольного возраста, так и для детей младшего школьного возраста.
Программа «Звучащий мир» создавалась для детей с различными нарушениями. Основным стимульным материалом являются фонограммы- звучания различных объектов или явлений природы, разного вида комбинации звучаний. Суть работы ребенка в процессе тренировки его слухового восприятия состоит из 2 этапов: «Вслушиваюсь в звучание ,затем пытаюсь определить его источник». Универсальность этой компьютерной программы состоит в том, что она позволяет определить уровень слухового восприятия детей и, при выявление проблем, последовательно формировать и развивать слуховое восприятие.
На занятиях по развитию речи мы используем широкий выбор компьютерных программ. Уровень развития речи у детей разный, поэтому при составлении плана занятий, мы учитываем особенности развития каждого ребенка.
«Учимся говорить правильно»-универсальная программа для детей разного возраста. Разделы «Неречевые звуки» и «Звукоподражание» представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира неживой и живой природы. В каждом задании предлагается 2 режима работы: «Изучение» и «Задание». Режим «Изучение» предполагает интерактивное знакомство с разнообразием звуков. При работе в данном режиме ребенок имеет возможность, выбирая мышью объекты на экране, прослушать издаваемые ими звуки, голоса, способы звучания. Режим «Задание» направлен на развитие звуковой и зрительной памяти, внимания.
При проведении физминуток и при работе с чистоговорками становится возможным использование музыкального материала. К физминуткам прикрепляется звуковая вкладка (песня, видеоролик). Проговаривание чистоговорок выполняется по звуковому образцу. Для вызывания звуков мы часто используем материал И. Железновой.
Вывод:
Использование интерактивной доски при проведении групповых занятий делает процесс развития и обучения увлекательным и динамичным, что очень важно для детей с отклонениями в развитии, позволяет перейти от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, позволяет добиться высоких результатов в речевой и познавательной сферах у детей.
Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Использование интерактивной доски на познавательных занятиях с детьми с нарушением слуха и речи