20.02.2023 10:30 Автор: Мелькина Н.В. медицинский психолог
В отличии от олигофрении, где психическое, в первую очередь, интеллектуальное развитие имеет выраженный и необратимый характер, при задержке психического развития речь прежде всего идет о замедлении темпа психического онтогенеза. Кроме того, при ЗПР нередко доминируют явления не интеллектуального, а эмоционального дизонтогенеза- психического инфантилизма.
Т.А.Власова и М.С.Певзнер выделяют 2 основных механизма формирования ЗПР:
- недоразвитие эмоциональной сферы ( психический и психофизический инфантилизм);
- влияние нейродинамических, в первую очередь, стойких астенических и церебрастенических, состояний.
В этиологии психического и психофизического инфантилизма ведущее место отводится перенесенным в раннем детстве негрубым инфекционным, обменным, токсико-дистрофирующим заболеваниям; патогенез психического недоразвития связывается с замедлением созревания лобных систем.
В этиологии ЗПР, обусловленной стойкими церебрастеническими состояниями, ведущая роль придается функциональной недостаточности нервной системы, приводящей к нарушениям интеллектуальной работоспособности вследствие повышенной психической истощаемости, низкого психического тонуса, явлений психофизической заторможенности или гипердинамии.
Акцент здесь делается на двух факторах, определяющих замедление темпа психического развития:
- во-первых, на незрелости эмоционально-волевой сферы, тормозящей формирование как возрастной иерархии мотивов, так и целенаправленности мыслительной деятельности;
- во-вторых, на роли нейродинамических расстройств, затрудняющих познавательную деятельность.
Основные клинические формы задержки психического развития:
1.ЗПР конституционального происхождения.
Это гармонический или психофизический инфантилизм. Эмоционально-волевая сфера ребенка как бы находится лишь на более ранней возрастной ступени развития. Характерны непосредственность и яркость эмоций, повышенный фон настроения. Затруднения в обучении у этих детей связаны с незрелостью интеллектуальных интересов ( преобладают игровые).
2. ЗПР соматогенного происхождения.
Обусловлена длительной соматической недостаточностью (хронические инфекции, аллергия, пороки развития внутренних органов и т.д.). Психическое развитие тормозится стойкой астенией, резко снижающей общий и психический тонус. Дети отличаются робостью, астенической капризностью, неуверенностью, а так же явлениями гиперопеки, в которых нередко воспитывается соматически нездоровый ребенок.
3.ЗПР психогенного происхождения связана с грубо выраженными неправильными условиями воспитания. Это и условия безнадзорности (гипоопека)-при них возникает психическая неустойчивость (отсутствие чувства долга и ответственности, умения тормозить свои эмоции, импульсивность, внушаемость). Это и изнеживающее воспитание (гиперопека), при котором не формируется способность к волевому усилию, труду, самостоятельности.
4.ЗПР церебрального происхождения – занимает основное место среди вариантов данной аномалии развития. Ее этиология связана с органической недостаточностью нервной системы, большей частью резидуального характера: вследствие ряда пороков генетического развития, патологии беременности и родов, нейроинфекций, интоксикаций и травм, перенесенных на первых годах жизни. В анамнезе часто отмечается замедленное становление локомоторных функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.
Отмечены 2 основных клинических варианта:
- неустойчивый – с психомоторной расторможенностью;
- тормозимый- с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, малой активности.
Данные явления тормозят развитие познавательной деятельности за счет недостаточности мотивационной сферы и органической незрелости функций, обеспечивающих целенаправленное поведение.
Потенциальные возможности познавательной деятельности значительно страдают от низкого общего психического тонуса, истощаемости внимания, памяти, падения темпа психической деятельности и работоспособности в целом. Для ЗПР характерна мозаичность расстройств познавательных функций: наряду с недостаточностью одних корковых функций выступает сохранность других. Поэтому одни дети испытывают трудности в овладении чтением, письмом, другие – счетом, третьи обнаруживают недостаточность двигательной координации и т.д.
Коррекционная деятельность с детьми, имеющими ЗПР, строится на следующих принципах:
1. Ведущим принципом работы является онтогенетический принцип: при проведении занятий необходимо учитывать уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапность в формировании новых видов деятельности.
2. Своевременная диагностика уровня развития ребенка - диагностика актуального развития и зоны ближайшего развития.
3. Комплексный подход к проблемам ребенка имеет особое значение : совместная разработка коррекционного маршрута и психолого-медико-педагогическое сопровождение развития ребенка, а также активное участие родителей обеспечивают эффективность коррекционной работы по устранению выявленных отклонений в развитии ребенка.
4. Принцип взаимодействия и координации между специалистами.
Он осуществляется следующим образом:
- с помощью ведения документации – карты, отражающей результаты диагностики и проведенной работы с ребенком;
- через психолого-медико-педагогические консилиумы, на которых специалистами обсуждаются результаты первичной или повторной диагностики, успехи и трудности ребенка на занятиях, обсуждаются рекомендации специалистов друг другу по использованию в работе с ребенком наиболее эффективных приемов коррекции и взаимодействия;
- через проведение совместных занятий специалистами ( психолог-педагог, психолог-логопед, логопед-музыкальный работник, логопед-дефектолог и т.п.).
5. Одним из важнейших принципов работы является принцип ведущей роли семьи в развитии ребенка.
Необходимо вовлечение родителей в совместную деятельность " специалист-ребенок-родитель". Это и присутствие родителя на занятии, и выполнение домашних заданий, и проведение занятия самим родителем под наблюдением специалиста, и консультативная помощь родителям со стороны специалистов.
6. Деятельностный принцип работы с детьми с ЗПРпредусматривает формирование психических функций в процессе деятельности детей ( предметно-практической, игровой, учебной).
7. Творческий подход – дает возможность не ограничивать свободу творчества ребенка, если цели, поставленные перед ним в процессе занятия, будут решены.10. Принцип постепенного усложнения заданий
а) поступенчатое усложнение заданий, например:
1-я ступень – сортировка предметов по какому-либо признаку;
2-я ступень – выбор предметов по данному признаку, ориентируясь на эталон или слово;
3-я ступень – использование знания этого признака в продуктивной деятельности.
б) постепенное усложнение за счет подбора более сложного для восприятия или практической деятельности игрового или учебного материала.
Например, при сортировке по цвету вначале берутся контрастные цвета (желтый-красный), по мере усложнения – более близкие (желтый- оранжевый).
При нанизывании бусинок на занятиях по мелкой моторики усложнение достигается уменьшением диаметра отверстия бусин.
в) постепенное увеличение количества используемых объектов в задании за счет увеличения объема внимания, поля зрения и т.д.
11. Учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей развития и возможностей психики ребенка, имеющего ЗПР ( повышенная утомляемость, отвлекаемость, тугоподвижность мышления, маленький объем памяти, эмоционально-волевая незрелость и т.п.). Учет особенностей позволяет правильно сориентироваться в продолжительности занятия, в выборе приемов работы, в выборе наглядного материала и способах его подачи.
Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ