31.03.2023 09:07 Автор: Слугина И.С. воспитатель
Статья содержит методические рекомендации и адресована родителям детей 1-го года жизни (период младенчества). Этот период является фундаментом. Первый год жизни ребенка – один из самых насыщенных. Умения появляются буквально на глазах, поэтому важно не упустить возможность развивать моторные навыки при помощи упражнений и дополнить их первыми играми. Вот почему мелкую моторику нужно начинать развивать с момента рождения ребенка. Не все родители имеют представление, как и когда её нужно развивать, зачем и, вообще, для чего это нужно, каковы её возрастные особенности? Давайте рассмотрим эти вопросы.
Что такое мелкая моторика? Значение ее развития.
Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями, а также пальцами рук и ног.
Мелкомоторные навыки развиваются уже с рождения. У грудничков уже проявляется признак мелкой моторики, когда он цепко хватает ручонкой мамин палец. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять, берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками, затем ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Зачастую по особенностям развития мелкой моторики ребёнка судят о его готовности к обучению в школе. Считается, что если с ней всё в порядке, то ребёнок умеет рассуждать, мыслить логически, подготовлен к обучению письму, имеет хорошую концентрацию, память, воображение, внимание, устную речь.
При движении пальчиков в организме происходят очень важные процессы:
· расслабляются мышцы;
· активизируется внимание;
· развивается мышление;
· развивается речь;
· формируются связи, необходимые для сложной деятельности (письмо);
· развивается фантазия и способности к творчеству.
Мелкая моторика способствует развитию речи, так как формируется под влиянием импульсов, которые идут из пальцев рук. На подушечках пальцев расположено множество нервных окончаний, мелкая моторика напрямую связана с работой мозга, возможностью хорошо запоминать информацию и концентрировать свое внимание на определенном занятии. У неё есть одна очень важная особенность – она тесно связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением и восприятием ребёнка. Учеными давно доказано, что от развития мелкой моторики у детей во многом зависит раннее развитие речи. С научной точки зрения – это объясняется просто: речевой и моторный центры в головном мозге человека расположены рядом. Во время стимуляции моторных навыков пальчиков ребёнка его речевой центр начинает активизироваться – вот почему для своевременного развития речи нужно больше внимания уделять упражнениям, играм на развитие моторики кистей и пальчиков. Это в будущем повлияет на почерк, ловкость рук, скорость реакции.
Условные – потому, что не все дети развиваются одинаково. Но приблизительно, именно, в такой последовательности дети овладевают описанными ниже способностями к указанному возрасту.
1 мес. – руки сжаты в кулачки. Собственная рука в этот период бывает одним из главных "предметов", на котором останавливается взгляд малыша.
2 мес. – руки ещё сжаты в кулачки. Ребёнок начинает часто разглядывать свои руки.
3 мес. – появляется желание дотянуться до предмета, схватить его, например, игрушку, подвешенную над кроваткой.
4 мес. – малыш любит играть с пальцами, умеет держать погремушку, размахивать ею. Если игрушка попадает в поле зрения, то движение руки оказывается под контролем глаз.
5 мес. – хватает игрушки, предметы, прижимая пальцами к ладони, начинает ощупывать.
6 мес. – точно направляет руку к игрушке, умеет в каждую руку взять по предмету (схватить, удержать), или один предмет ощупывать двумя руками – изучать.
7 мес. – малыш настойчиво упражняет пальцы – продолжается совершенствование в хватании предметов.
8 мес. – у ребёнка начинает интенсивно работать не только большой палец, но и указательный. Предпринимает попытки снимать и закрывать крышки, открывать указательным пальцем коробочки, устроенные по типу спичечного коробка.
9 мес. – происходит скачок в развитии тонкой моторики. Ребёнок берёт предметы уже не хватающим, а загребающим движением. Обычно сначала трогает указательным пальцем, а затем берёт двумя пальцами (шарики, лёгкую игрушку). Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи и мышления.
10 мес. – изучает предметы органами чувств: стучит (слушает), берёт в рот (пробует на вкус), щупает (осязает), внимательно смотрит, что находится внутри предмета. К 10 мес. – учимся разбирать и собирать пирамиду без учёта размера колец. В этом возрасте можно начинать учить ребёнка держать ложку, вкладывать карандаш в ручку, учить рисовать "каракули". Появляется в этом возрасте указательный жест. Это очень важный момент в жизни ребёнка, который предшествует появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать.
11 мес. – прежде чем взять какой-либо предмет, заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной – таким образом, возникает координация руки и глаза.
12 мес. – постоянно и активно изучает рукой все доступные вещи. Вкладывает один предмет в другой; открывает коробочку, ящик; пользуется ложкой.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Через мелкую моторику развивается интеллект. Деятельность мозга ребёнка тесно связана с тактильными ощущениями, которые малыши получают через пальчики и ладошки. Дети до года активно задействуют тактильные ощущения, предпочитая знакомиться с предметами на ощупь. Поэтому необходимо предоставить младенцу как можно больше различных фактур, которые позволят ему познавать новые материалы. Для этого хорошо использовать мешочки из различных тканей (махровой, хлопчатобумажной, шерстяной, холщовой), можно набивать их разными природными наполнителями – фасолью, крупами, солью, небольшими камешками.
Чтобы тактильные ощущения, двигательные усилия и зрительные впечатления малыша были разнообразными, нужно предлагать разные игры: на ощупывание, вкладывание, захватывание. Ручки малыша до года хорошо откликаются на тренировки. Ловкость и подвижность пальцев развиваются со временем. Нужно помнить, что игра с ручками должна доставлять радость и положительные эмоции ребёнку. Задача взрослого – помочь в этом малышу. Для эффективности и пользы занятий родителям необходимо соблюдать несколько правил: проводить их интересно; эмоции только положительные, голос тихий, спокойный; тренировки должны быть короткими, чтобы не утомить малыша; хвалить, даже младенца (он это почувствует по интонации голоса); проводить занятия систематически.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.
Используют следующие методы:
- словесный метод;
- наглядно-действенный метод обучения;
- практический метод;
- игровой метод.
У каждого малыша процесс развития мелкой моторики протекает индивидуально. Чтобы помочь крохе развиваться в этом направлении, придумано множество развивающих игр и упражнений.
Занятия и игры по мелкой моторике для самых маленьких можно условно разделить на такие группы:
-массаж пальчиков;
-пальчиковые игры;
-игры с мелкими предметами;
-лепка и рисование.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он очень полезен и его нужно делать малышам обязательно – это улучшит моторику. По утверждению многих специалистов процедура стимулирует умственное развитие малыша. Массаж пальчиков для развития речи у детей, основанный на методе су-джок терапии, способствует улучшению взаимодействия полушарий мозга, активизирует участки, которые отвечают за речь (как устную, так и письменную). Массировать ручки можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с 6-7 мес. С 10 мес. добавляют активные движения пальцев рук. Малышам можно давать лёгкие шарики, или пупырчатые: мячик, палочки, шарик (су-джок), чтобы они перекатывали в ладошках, теребили пальчиками. Хорошо приспособить для массажа пальчиков зубную щётку, деткам очень нравится чистить пальчики щёточкой и они с удовольствием дают свои ручки.
Пальчиковые игры для малышей 1 года – это важная и увлекательная работа по развитию пальчиков и кистей рук. Выполняя мелкие движения ручками малыша, мы ускоряем созревание речевых областей коры мозга. Действия, которые происходят во время игры с ладошками и пальчиками, (поглаживание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков) помогают установить и укрепить доверие, развивают коммуникабельность ребёнка.
Примерно в полгода пальчики ребенка уже готовы для развития более тонких движений, именно тогда можно начинать разучивать традиционные пальчиковые игры "ладушки", "сороку-белобоку", "козу рогатую". Эти классические детские забавы позволят развить быстроту реакций и пространственное мышление малыша, усовершенствовать координацию движений детских ручек и пальчиков.
К 10 месяцам для развития мелкой моторики полезны будут и пальчиковые игры с элементами сортировки мелких предметов, таких как камешки, крупные пуговицы, различные виды круп, крышечки.
Существует множество игровых занятий, которые развивают моторику рук и пальцев. Вот простые и результативные из них.
Ладушки.
Игра учит младенцев полностью распрямлять пальцы и хлопать в ладоши, а также мягко массировать поверхность рук.
· Разрывание бумаги. Детям примерно с 7 месяцев можно давать листы цветной бумаги, которые они будут с удовольствием мять, щупать и рвать на кусочки.
· Бусы. Младенцы любят перебирать маленькие предметы, поэтому им непременно понравится играть с бусами, особенно ярких цветов и разных размеров.
· Чистить вареное яйцо. В возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев.
· Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча. Игра на развитие мелкой моторики для детей 1 года. Нужно приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться.
· Разворачивать предметы, завернутые в фольгу. Можно завернуть в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложить малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом нужно оставить торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.
· Проталкивать монеты, палочки, трубочки в коробку с прорезями. Проталкивание небольших предметов в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки.
· Выбирать из крупы мелкие предметы. Достаем мелкие предметы из крупы – это могут быть игрушки из киндер яичек. Отличное занятие для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.
· Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки.
· Игры на застегивание и расстегивание различных застежек, откручивание и закручивание крышек - хорошо развивает моторику рук. Можно для игр использовать старые сумочки, кошелечки, косметички, баночки от кремов.
· Игры с прищепками. Это прекрасный тренажер для пальчиков. Мама может их пристегивать к одежде малыша, подушке, мягкой игрушке, вырезанным формам. Стягивая их, ребенок будет упражнять свои ручки и пальчики.
Для развития мелкомоторной деятельности также хорошо использовать игрушки. Прекрасно для этого подойдут развивающие игры-мозаики, кубики и пирамидки, конструкторы и пазлы. Слингобусы (вязаные бусы, помещающиеся в детскую ладошку); фактурные погремушки (из различных материалов); мягкие книжки, выполненные чаще всего из ткани, клеенки; развивающие панели с кнопочками, задвижками; сортеры (коробки, кубы с отверстиями для фигурок), матрешки.
В ходе игр развиваются следующие движения:
-хватание: ребёнок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно;
-соотносящие действия: ребёнок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе дидактических игрушек – пирамид, матрёшек и т.д.;
-подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования полезных навыков ручных действий (движение кистей и пальцев рук).
Игры и упражнения помогают укрепить не только руки и пальцы малыша, но и развивают согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Занятия должны проводиться с обязательным участием взрослых. Важно соблюдать регулярность и систематичность занятий. Ежедневные развивающие игры и упражнения помогут ребенку улучшить свои способности и выполнять мелкие движения более точно и скоординировано.
Для развития моторики рук и пальцев хорошо использовать бизиборды. При занятиях с бизибордом у детей развиваются следующие полезные навыки:
1. Мелкая моторика: благодаря множеству мелких деталей мозг начинает активно работать.
2. Память: запоминают цвета, формы, количество, расположение.
3. Логика: понимают последовательностей действий.
4. Координация движений: учатся управлять своими движениями.
5. Усидчивость: из-за большого количества действий ребёнок не устаёт, а переключается на другое.
Рисование – занятие очень полезное и любимое всеми детьми. В процессе такого досуга отлично массируются ладошки и улучшается мелкая моторика. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Интересным будет рисование на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Рисовать с малышом можно уже начинать с 7 месяцев. Как только ребенок начинает сидеть, мама может рисовать его пальчиком, ладошками. Для этого вида деятельности хорошо подойдет медовая акварель, сок из ягод, сок из овощей (тыквы, морковки, свеклы). Можно рисовать и по крупам. Рисуя красками, используем не только палец и ладошку малыша, но и разные материалы (зубные щётки, губки, ватные палочки, спонжи).
Ближе к 1 году в ручку малыша вкладываем карандаш, мелок. После 1года – кисти разной толщины. Совместно с крохой рисуем "палочки", "дорожки", "ниточки", "клубочки", "шарики". При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для малышей – это, прежде всего, игра.
Лепка является одним из самых эффективных занятий по развитию мелкой моторики.Заниматься лепкой с малышами можно уже с 10-11 мес. Во время занятия происходит знакомство с пластичными материалами, дети обучаются разнообразным приёмам действий: разминание, общипывание,Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Развитие мелкой моторики с младенчества