21.03.2023 09:03 Автор: Воспитатель, педагог-кондуктолог
Наиболее важным этапом жизненного пути у ребенка является первый год жизни, когда наблюдается интенсивное формирование и развитие двигательных навыков. Сигналы из окружающей среды играют важную роль в развитии головного мозга, потому что органы чувств ребенка уже с первой недели после рождения активно направлены в сторону внешнего мира. В этот период закладываются основы психической деятельности. Знание главных этапов становления психомоторного развития позволяет врачу своевременно выявить различные их аномалии.
При ранней диагностике, выявлении проблемы и организации правильной реабилитации можно достичь значительных успехов в преодолении двигательной церебральной патологии. Будущее детей с двигательными нарушениями зависит от ранней реабилитации:
-важно в первые месяцы выявить проблему;
-поставить правильный диагноз;
-провести диагностику;
-систематическое наблюдение у невролога.
В настоящее время в реабилитационном Центре «Ариадна» (г. Тольятти) организована и функционирует группа по методу кондуктивной педагогики, которую посещают дети с 4 месяцев до 1 года. Многолетний опыт показал эффективность применения кондуктивных занятий в раннем возрасте. После курса кондуктивных занятий отмечаем следующие улучшения:
- нормализация тонуса мышц;
- улучшение подвижности суставов;
- позитивное влияние на координацию движений;
- снижение риска серьёзной задержки умственного развития;
- увеличение амплитуды движений.
Отбор детей в группы на занятия по кондуктивной методике осуществляется в Центре совместно с лечащим врачом-неврологом.
При первичной беседе с родителями педагог – кондуктор знакомится с анамнезом ребенка в стационарной карточке, так же ведется беседа с мамой как проходила беременность, роды, как развивался ребенок в первые месяцы, когда начал держать голову, во сколько месяцев начал переворачиваться со спины на живот, что на данном этапе ребенок умеет делать, какие жалобы у мамы.
После беседы с мамой и первичного осмотра ребенка педагог – кондуктор заполняет «Характеристику двигательного развития ребенка», разработанную педагогом–кондуктором.
Диагностическая оценка двигательных возможностей ребенка при поступлении:
· держит голову;
· переворачивается со спины на живот;
· опирается на руки;
· ползает по-пластунски;
· встает на четвереньки;
· ползает на четвереньках;
· опирается на ноги;
· встает у опоры;
· ходит вдоль опоры;
· стоит самостоятельно;
· ходит самостоятельно;
· опора на полную стопу;
· сидит.
Педагог – кондуктор рассказывает родителям что такое кондуктивная педагогика, приглашает их на занятия и объясняет, чем они будут с ребенком заниматься, показывает необходимые упражнения на данном этапе двигательного развития ребенка и какие виды движений можно и нужно отрабатывать в данном возрасте, учитывая его физическое состояние, задержку развития, особенности основного заболевания.
Задачи, которые ставит специалист перед началом курса занятий:
· обучение родителей общеукрепляющим упражнениям и основным видам движений у ребенка;
· отработка ребенком общеукрепляющих упражнений в положениях лежа, сидя, стоя (укрепление мышц шеи, спины, рук, ног, коррекция стоп);
· обучение/отработка переворотов, ползания по-пластунски;
· обучение/отработка стойки, ходьбы на руках, коленях, корточках, четвереньках;
· отработка стойки, ходьбы в ходунках/без опоры.
В группе раннего возраста проводятся групповые занятия, направленные на обучение родителей общеукрепляющим упражнениям. Разработаны два комплекса: в исходном положении лежа на спине, в исходном положении - на животе (комплексы чередуются). Так же проводится работа по отработке основных видов движений (перевороты со спины на живот и обратно, опора на руки, отработка стойки и ползания на четвереньках, отработка стойки и ходьбы и т.д ), при этом учитываются возрастные особенности ребенка, особенности основного заболевания (мышечный тонус, тяжесть заболевания). Продолжительность занятия 30-40 минут, в зависимости от возраста ребенка, от сложности основного заболевания. Занятия проводятся в подгруппах от 1до5 детей. В среднем, общее количество занятий от 5до12 за курс.
Во время кондуктивных занятий используется следующий инвентарь: тележки, валик, ходунки, вертикализатор, погремушки, колючие мячики.
Педагог–кондуктор показывает упражнения на одном ребенке (объясняет, как делать упражнение, ритм, количество), остальные родители повторяют.
При выполнении упражнений педагог-кондуктор просит родителей вместе петь потешки, детские песенки, разговаривать с малышом, что способствует положительной, эмоциональной обстановке на занятии, вызывает у ребенка внимание, умение слушать, различать звуки. На кондуктивных занятиях используем яркие игрушки (музыкальные игрушки, механические игрушки, колокольчики, неваляшки, и т.д ). Это отвлекает ребенка от негативных эмоций, а так же мотивирует к самостоятельному движению, к самостоятельным действиям, что побуждает развитию у детей зрительного, слухового, тактильного восприятия.
По окончанию курса у многих детей наблюдается положительная динамика: дети активнее переворачиваются со спины на живот, увереннее держат голову, активнее ползают по-пластунски, улучшается опора на предплечья, на руки, некоторые дети делают самостоятельные попытки вставать на четвереньки и ползать на четвереньках, начинают вставать у опоры, стоять самостоятельно, ходить вдоль опоры и в ходунках. Так же у детей отмечается улучшение мышечного тонуса: при гипертонусе - напряженные мышцы расслабляются, и наблюдается снижение спастичности, а при гипотонусе - укрепляются, и на смену имеющемуся мышечному дисбалансу приходит новое комфортное состояние, которое и есть норма. Параллельно с развитием двигательных навыков у детей развивается интеллектуальная сфера, они начинают внимательнее слушать, активнее реагировать на игрушки, слова, песенки.
По завершению курса и при повторной беседе с родителями, отмечается динамика ребенка в двигательных навыках, с записью в стационарной карточке:
· общая двигательная активность;
· появилась опора на руки;
· улучшилась опора на руки;
· ползает по-пластунски;
· стоит на четвереньках;
· ползает на четвереньках;
· встает у опоры стоит у опоры ходит с опорой;
· ходит без опоры;
· ходит в ходунках;
· ходит с ортопедическими палочками.
Как показал многолетний опыт работы, не всегда есть улучшения у детей после занятий, в таких случаях мы отмечаем в стационарной карточке причину отсутствия динамики:
· выписан досрочно по причине болезни;
· из-за тяжести основного заболевания;
· из-за невыполнения родителями рекомендаций.
Родителям даются рекомендации для занятий в домашних условиях:
· отработка общеукрепляющих упражнений в исходном положении лежа на спине/животе, и. п. сидя, и. п. стоя;
· отработка стойки на руках, коленях, корточках, четвереньках, ползанья по- пластунски;
· развитие крупной и мелкой моторики;
· отработка стойки, ходьбы в ходунках/без опоры.
Кондуктивные занятия с родителями максимально расширяют у детей опыт овладения произвольными движениями, которые они применяют в повседневной жизни. Особо важным является развитие движений на опору рук и ног. Движение рук тесно связано с познавательной деятельностью, с речью, с развитием зрительного чувственного познания. Необходимо обучать ребенка захвату, отпусканию предмета, формировать манипулятивную функцию рук и дифференцированное движение пальцев.
Отталкивание ногами во время ползанья по- пластунски, переменный шаг во время ходьбы на коленях (с помощью взрослых), приседание, ползанье на четвереньках, стойка возле опоры - все это стимулирует самостоятельное передвижение в пространстве и создаёт основу для овладения новыми действиями. Правильная опора на ноги (носки и пятки ног прижаты к полу или подставке) обеспечивает безопасность ребенка в положении «сидя на стуле», «стоя возле опоры или самостоятельно», помогает развитию равновесия при переносе тяжести тела с одной ноги на другую, ведет к совершенствованию навыков ходьбы.
С развитием двигательных навыков развиваются и совершенствуются сенсорная, интеллектуальная, личностная сферы, что ведет к максимальному расширению предметно-практической деятельности ребенка, открывает широкие возможности для формирования представлений об окружающей действительности.
Кондуктивная педагогика, в первую очередь, направлена на полноценное развитие и формирование ребенка. В этот период родители должны максимально много времени проводить с малышом.Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Кондуктивная педагогика в раннем возрасте