Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA Версия для слабовидящих

Кондуктивная педагогика в раннем возрасте

Кондуктивная педагогика в раннем возрасте

21.03.2023 09:03      Автор: Воспитатель, педагог-кондуктолог

Наиболее важным этапом жизненного пути у ребенка является первый год жизни, когда наблюдается интенсивное формирование и развитие двигательных навыков. Сигналы из окружающей среды играют важную роль в развитии головного мозга, потому что органы чувств ребенка уже с первой недели после рождения активно направлены в сторону внешнего мира. В этот период закладываются основы психической деятельности. Знание главных этапов становления психомоторного развития позволяет врачу своевременно выявить различные их аномалии.

При ранней диагностике, выявлении проблемы и организации правильной реабилитации можно достичь значительных успехов в преодолении двигательной церебральной патологии. Будущее детей с двигательными нарушениями зависит от ранней реабилитации:

-важно в первые месяцы выявить проблему;

-поставить правильный диагноз;

-провести диагностику;

-систематическое наблюдение у невролога.

В настоящее время в реабилитационном Центре «Ариадна» (г. Тольятти) организована и функционирует группа по методу кондуктивной педагогики, которую посещают дети с 4 месяцев до 1 года. Многолетний опыт показал эффективность применения кондуктивных занятий в раннем возрасте. После курса кондуктивных занятий отмечаем следующие улучшения:

- нормализация тонуса мышц;

- улучшение подвижности суставов;

- позитивное влияние на координацию движений;

- снижение  риска серьёзной задержки умственного развития;

- увеличение амплитуды движений.

Отбор детей в группы на занятия по кондуктивной методике осуществляется в Центре совместно с лечащим врачом-неврологом.

При первичной беседе с родителями педагог – кондуктор знакомится с анамнезом ребенка в стационарной карточке, так же ведется беседа с мамой как проходила беременность, роды, как развивался ребенок в первые месяцы, когда начал держать голову, во сколько месяцев начал переворачиваться со спины на живот, что на данном этапе ребенок умеет делать, какие жалобы у мамы.

После беседы с мамой и первичного осмотра ребенка педагог – кондуктор заполняет «Характеристику двигательного развития ребенка», разработанную  педагогом–кондуктором.

Диагностическая оценка двигательных возможностей ребенка при поступлении:

·                    держит голову;

·                    переворачивается со спины на живот;

·                   опирается на руки;

·                   ползает по-пластунски;

·                   встает на четвереньки;

·                   ползает на четвереньках;

·                   опирается на ноги;

·                    встает у опоры;

·                    ходит вдоль опоры;

·                    стоит самостоятельно;

·                    ходит самостоятельно;

·                    опора на полную стопу;

·                    сидит.

Педагог – кондуктор рассказывает родителям что такое кондуктивная педагогика, приглашает их на занятия и объясняет, чем они будут с ребенком заниматься, показывает необходимые упражнения на данном этапе двигательного развития ребенка и какие виды движений можно и нужно отрабатывать в данном возрасте, учитывая его физическое состояние, задержку развития, особенности основного заболевания.

Задачи, которые ставит специалист перед началом курса занятий:

·                    обучение родителей общеукрепляющим упражнениям и основным видам движений у ребенка;

·                    отработка ребенком общеукрепляющих упражнений в положениях лежа, сидя, стоя (укрепление мышц шеи, спины, рук, ног, коррекция стоп);

·                    обучение/отработка переворотов, ползания по-пластунски;

·                    обучение/отработка стойки, ходьбы на руках, коленях, корточках, четвереньках;

·                    отработка стойки, ходьбы в ходунках/без опоры.

В группе раннего возраста проводятся групповые занятия, направленные на обучение родителей общеукрепляющим упражнениям. Разработаны два комплекса: в исходном положении лежа на спине, в исходном положении - на животе (комплексы чередуются). Так же проводится работа по отработке основных видов движений (перевороты со спины на живот и обратно, опора на руки, отработка стойки и ползания на четвереньках, отработка стойки и ходьбы и т.д ), при этом учитываются возрастные особенности ребенка, особенности основного заболевания (мышечный тонус, тяжесть заболевания). Продолжительность занятия 30-40 минут, в зависимости от возраста ребенка, от сложности основного заболевания. Занятия проводятся в подгруппах от 1до5 детей. В среднем, общее количество занятий от 5до12 за курс.

Во время кондуктивных занятий используется следующий инвентарь: тележки, валик, ходунки, вертикализатор, погремушки, колючие мячики.

Педагог–кондуктор показывает упражнения на одном ребенке (объясняет, как делать упражнение, ритм, количество), остальные родители повторяют.

При выполнении упражнений педагог-кондуктор просит родителей вместе петь потешки, детские песенки, разговаривать с малышом, что способствует положительной, эмоциональной обстановке на занятии, вызывает у ребенка внимание, умение слушать, различать звуки. На кондуктивных занятиях используем яркие игрушки (музыкальные игрушки, механические игрушки, колокольчики, неваляшки, и т.д ). Это отвлекает ребенка от негативных эмоций, а так же мотивирует  к самостоятельному движению, к самостоятельным действиям, что побуждает  развитию у детей зрительного, слухового, тактильного восприятия.

По окончанию курса у многих детей наблюдается положительная динамика: дети активнее переворачиваются со спины на живот, увереннее держат голову, активнее ползают по-пластунски, улучшается опора на предплечья, на руки, некоторые дети делают самостоятельные попытки вставать на четвереньки и ползать на четвереньках, начинают вставать у опоры, стоять самостоятельно, ходить вдоль опоры и в ходунках. Так же у детей отмечается улучшение мышечного тонуса: при гипертонусе - напряженные мышцы расслабляются, и наблюдается снижение спастичности, а при гипотонусе - укрепляются, и на смену имеющемуся мышечному дисбалансу приходит новое комфортное состояние, которое и есть норма. Параллельно с развитием двигательных навыков у детей развивается интеллектуальная сфера, они начинают внимательнее слушать, активнее реагировать на игрушки, слова, песенки.

По завершению курса и при повторной беседе с родителями, отмечается динамика ребенка в двигательных навыках, с записью в стационарной карточке:

·                    общая двигательная активность;

·                    появилась опора на руки;

·                    улучшилась опора на руки;

·                    ползает по-пластунски;

·                    стоит на четвереньках;

·                    ползает на четвереньках;

·                    встает у опоры стоит у опоры ходит с опорой;

·                    ходит без опоры;

·                    ходит в ходунках;

·                    ходит с ортопедическими палочками.

Как показал многолетний опыт работы, не всегда есть улучшения у детей после занятий, в таких случаях мы отмечаем в стационарной карточке причину отсутствия динамики:

·                   выписан досрочно по причине болезни;

·                    из-за тяжести основного заболевания;

·                    из-за невыполнения родителями рекомендаций.

Родителям даются рекомендации для занятий в домашних условиях:

·           отработка общеукрепляющих упражнений в исходном положении лежа на спине/животе, и. п. сидя, и. п. стоя;

·           отработка стойки на руках, коленях, корточках, четвереньках, ползанья по- пластунски;

·           развитие крупной и мелкой моторики;

·           отработка стойки, ходьбы в ходунках/без опоры.

Кондуктивные занятия с родителями максимально расширяют у детей опыт овладения произвольными движениями, которые они применяют в повседневной жизни. Особо важным является развитие движений на опору рук и ног. Движение рук тесно связано с познавательной деятельностью, с речью, с развитием зрительного чувственного познания. Необходимо обучать ребенка захвату, отпусканию предмета, формировать манипулятивную функцию рук и дифференцированное движение пальцев.

Отталкивание ногами во время ползанья по- пластунски, переменный шаг во время ходьбы на коленях (с помощью взрослых), приседание, ползанье на четвереньках, стойка возле опоры - все это стимулирует самостоятельное передвижение в пространстве и создаёт основу для овладения новыми действиями. Правильная опора на ноги (носки и пятки ног прижаты к полу или подставке) обеспечивает безопасность ребенка в положении «сидя на стуле», «стоя возле опоры или самостоятельно», помогает развитию равновесия при переносе тяжести тела с одной ноги на другую, ведет к совершенствованию навыков ходьбы.

С развитием двигательных навыков развиваются и совершенствуются сенсорная, интеллектуальная, личностная сферы, что ведет к максимальному расширению предметно-практической деятельности ребенка, открывает широкие возможности для формирования представлений об окружающей действительности.

Кондуктивная педагогика, в первую очередь, направлена на полноценное развитие и формирование ребенка. В этот период родители должны максимально много времени проводить с малышом.

Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Кондуктивная педагогика в раннем возрасте

Возврат к cписку публикаций