Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA Версия для слабовидящих

Развитие эмоциональной саморегуляции у детей с РАС на музыкально-реабилитационных занятиях в Центре «Ариадна»

Развитие эмоциональной саморегуляции у детей с РАС на музыкально-реабилитационных занятиях в Центре «Ариадна»

16.03.2023 10:32      Автор: Лыкова С. Ю. Музыкальный руководитель

Дети с РАС испытывают сложности с саморегуляцией. Это широко известно. Особенные трудности возникают при регуляции эмоций. Дети с РАС демонстрируют плохо различимые эмоциональные реакции. Недовольство и радость могут выражаться одинаковыми способами, например, криком. Позитивные переживания весьма ограничены в проявлениях по отношению к негативным. Кажется, что ребёнок чаще пребывает в плохом настроении. Также имеются проблемы с осознанием собственных эмоций, с понятием переживаний окружающих людей.

Такие особенности эмоциональной сферы детей с РАС непонятны социуму. Они настораживают и даже пугают окружающих, считаются общественно неприемлемыми. Это является большой проблемой не только для детей с РАС, но и для их семей.

Эмоциональная саморегуляция, как способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, является важнейшей областью развития детей с РАС.

Использование музыки выступает мощнейшим средством в развитии самоконтроля эмоциональных проявлений у аутичных детей. Музыка способна выражать такие настроения и внутренние состояния, которые невозможно описать словами. Бывает, что в человеческой речи просто не существует таких слов, которыми можно назвать переживания. Но музыка может передать все те нюансы, которые требуют выхода, хоть и не имеют названия. В этом случае ситуация очень схожа с тем, как дети с аутизмом чувствуют что-то, но не умеют донести это, и музыка как раз и выступает тем посредником, выражающим состояние. Через музыкальные изменения, синхронизировавшись с ними, ребёнок с РАС учится подчинять и структурировать свои эмоциональные проявления.

Музыка выражает огромное количество состояний. Какие же из них наиболее актуальны для детей с расстройствами аутистического типа? Исходя из дефицита у таких детей адекватного выражения своих позитивных переживаний, первым делом внимания требует работа над положительными эмоциями – выражением удовольствия, радости, удовлетворения. Понимание и адекватное выражение позитивных переживаний – основное направление в работе с эмоциональной саморегуляцией с детьми с РАС на музыкально-реабилитационных занятиях в «Ариадне».

Базовые условия, при которых возможно эффективно работать над формированием самостоятельности в проявлении своих эмоций у аутичных детей:

1.     Позитивная, легкая, психологически комфортная атмосфера для всех участников. Абсолютно все, кто присутствует на занятии, четко и однозначно всем своим видом демонстрируют тот эмоциональный фон, который передаётся музыкой. Недопустимо транслировать ребёнку с РАС смешанные, недосказанные, сложно читаемые эмоциональные реакции.

2.      Безопасность. Ребёнок должен быть уверен, что на этом занятии его не будут принуждать, ругать, осуждать, отнимать что-то, заставлять или запрещать что-то делать. Вся музыкальная составляющая часть занятий не должна вызывать у ребёнка раздражения и негативных реакций. Дети с РАС склонны к неприятию на физиологическом уровне определённых звуков, частот, звучания определённых музыкальных инструментов, способов игры на них, тембров, в том числе, и голоса. Дети очень чувствительны к громкости и перемене тональности знакомых произведений. На занятии должны быть абсолютно исключены все моменты, создающие для ребёнка негатив и ощущение опасности.

3.     Повторяемость. Это касается любой стороны занятия. От расстановки мебели в зале до ритуалов прощания. Введение чего-то нового должно осуществляться крайне дозировано. В примерном соотношении 90% знакомого и 10% незнакомого материала. Любые негативные реакции ребёнка на предложение заняться чем-то новым являются сигналом к немедленному прекращению всяких попыток этим новым продолжать заниматься прямо сейчас.

Музыкальный репертуар, используемый для развития эмоциональной саморегуляции, должен соответствовать следующим требованиям:

1.     Материал подбирается простой по восприятию, соответствующий возрастным особенностям ребенка, имеющемуся у ребёнка опыту и доступный по тематике, например, песенки о знакомых животных.

2.     Произведение, на основе которого будет происходить работа над эмоциональной саморегуляцией, в обязательном порядке, должно предполагать наличие какого-либо музыкального контраста (темпового, ладового, динамического, регистрового и т.п.). Оптимальное количество контрастных частей – две.

3.     Между частями используемого произведения обязательно наличие ярко выраженной паузы. Она необходима для выработки у ребёнка ощущения радостного предвкушения и усиления переживания последующих за паузой эмоций.

4.     Каждое используемое произведение, в обязательном порядке, сопровождается простейшими движениями, которые также  предполагают контрастность. Например, раскачивание на одну часть и прихлопы на другую. Контрастность способствует естественной смене эмоционального состояния. На основе такого контраста происходит сначала знакомство ребёнка с той или иной эмоцией, а затем привлечение к социально приемлемому способу выражения этой эмоции на телесном уровне.

5.     Любой используемый на занятиях музыкальный материал не предназначен для разучивания с детьми. Цель не научить ребёнка, не разучить или выучить с ним что-то. Цель – стимуляция самостоятельной, осознанной, эмоционально адекватно окрашенной активности.

Требования к исполнению музыкального репертуара:

Ø В абсолютном приоритете живое исполнение. Это расширяет возможности воздействия на ребенка музыкальными средствами в живом режиме реагирования на сиюминутные проявления малыша. Также живое исполнение дает возможность вносить минимальные музыкальные изменения, расширяющие развитие ребенка, наиболее благоприятным и мягким образом.

Ø Произведение всегда исполняется от начала до конца. Это необходимо для погружения ребёнка в четкую, предсказуемую структуру. Таким образом, создается благоприятная атмосфера, в которой ребёнок может отвлечься от тревожности, которой очень подвержены дети с РАС. Разучивание песни по частям, с остановками и повторениями, является нецелесообразным приемом в работе с аутичными детьми, потому что подает ребёнку множество разных, часто противоречивых сигналов и эмоциональных реакций. Всё происходящее должно быть четко структурированным и предсказуемым. Только полноценное исполнение от и до дает результаты.

Этапы работы над произведением:

1                   этап. Знакомство. Произведение  исполняется педагогом. Здесь очень важно всем присутствующими взрослым (родителям, педагогам) создать легкую, позитивную, естественную, психологически безопасную атмосферу, с которой у ребёнка будет ассоциироваться звучание данной музыки и в которую ребёнку будет хотеться возвращаться.

2                   этап. Многократное повторение песни в неизменном виде или с минимальными трансформациями. Этот этап архиважен в работе с особыми детьми, что необходимо донести до сопровождающих родителей. Часто взрослые на этом этапе очень устают от одного и того же, начинают скучать и демонстрировать это всем своим видом. Однако детям с РАС необходимо многократно всем своим телом показывать как выражается то настроение, которое транслируется музыкой. Если сопровождающий родитель совсем никак не в силах эмоционально присоединиться к исполнению, то необходимо убрать такого родителя из поля зрения ребенка. Например, посадить его за спину ребенка.

3                   этап. Здесь ребёнок начинает присоединяться к исполнению песни. Очень редко это происходит  прямо через пение, как у нормотипичных детей. Чаще всего ребёнок присоединяется двигательно и, что самое важное,  эмоционально. Может появиться улыбка, сфокусированный на педагоге или родителе взгляд, какие-то движения, адекватные общему настроению. На этом этапе дети выступают в роле ведомых. Они, зная музыкальное произведение и все активности, используемые в нём, уже хотят и предвкушают удовольствие от деятельности, но всё ещё ждут, когда взрослый даст понять, куда дальше поведет музыка.

4                   этап. Ребёнок становится ведущим в ходе музыкальной активности. Телом, движениями, звуками, невербальными обращениями ребёнок дает понять чего он хочет. В процессе исполнительства он не ждет указаний взрослого, а, наоборот, всем своим видом дает знать, что и когда будет происходить. Эти его указания не хаотичны, а структурированы, и эту структуру задает музыкальное сопровождение. Благодаря использованию музыки, как некоего якоря, указания ребёнка приобретают осознанный характер. Они становятся адекватны ситуации, выражаются социально приемлемыми способами, точно такими же, как это было на этапе, когда ребёнок шёл ЗА педагогом. С той лишь разницей, что теперь ребёнок ведёт САМ.

Данный 4-й этап требует от педагога больших усилий, нежели все 3 предыдущих. Тонкое наблюдение за проявлениями ребёнка, быстрое реагирование на них – навык, необходимый именно в работе с детьми с РАС – здесь выступает на первый план, перекрывая все прочие педагогические компетенции. Наблюдать, быстро реагировать и при этом не выступать в роли главного, а идти ЗА особым ребёнком. Только при таких условиях создаётся атмосфера, в которой ребёнок с РАС становится способным самостоятельно регулировать свои эмоциональные проявления.

Данный этап проявляет себя постепенно. Не сразу. Сначала ребёнок выдает какие-то минимальные проявления активности (которые иногда проходят незамеченными). Затем постепенно эти активности становятся более ярко выраженными. Этап растянут во времени.

Вся работа с детьми с аутизмом очень протяжённа по времени. Требует постоянного наблюдения. В ходе такого наблюдения необходимо заострять внимание на самых минимальных позитивных изменениях и активно поощрять их. Дети очень отзывчивы на поощрения, хотя порой и кажется, что это для них ничего не значит. Также очень важно поощрение минимальных позитивных проявлений и для семьи ребёнка. Родители вдохновляются, и это неизбежно влияет и на состояние детей. Такая общая работа с чувствами и эмоциями  благотворным образом сказывается на развитии процесса эмоциональной саморегуляции у детей с РАС.

Результаты работы с музыкальным произведением на музыкально-реабилитационных занятиях коренным образом отличаются от того, что обычно все ждут от занятий музыкой. Результатом будет не исполнение какого-то законченного номера. Результат будет абсолютно другим. Например, это могут быть радостные хлопки ребенка в ладоши в течение припева песни, где все остальные также радостно хлопают. Результатом также может считаться появления у ребёнка желания послушать ту или иную песню, в процессе чего он двигательно и через улыбку присоединяется ко всем. Хорошим результатом считается появление сфокусированного на педагоге взгляда во время паузы между частями. Отличным можно считать результат тогда, когда становится понятно, что ребёнок хочет и умеет брать на себя роль ведущего в исполнительстве, выражая свои намерения эмоционально, адекватно и социально приемлемыми способами.

Результат посещения музыкальных занятий индивидуален для каждого малыша. Цель обращения к музыке в контексте развития эмоциональной саморегуляции у ребёнка с РАС – стимуляция самостоятельных эмоциональных проявлений ребёнка, соответствующих ситуации. Если ребёнок проявил на занятии хоть капельку самостоятельной эмоциональной активности в адекватном контексте – это и будет его личным результатом и достижением.

Ребёнок с аутичным поведением, обращающийся к своим эмоциональным переживаниям, осознающий и выражающий их социально одобряемыми способами – это мечта  родителей, педагогов, да и всего общества в целом.

Обращение к музыке, как способу развития навыка осознанного эмоционального самовыражения у детей с РАС, показывает себя весьма эффективным средством. Музыка выступает для таких детей прямым проводником от «переживаю что-то» к «выражаю» это что-то. Данное выражение своих переживаний, ведомое музыкальными средствами, приобретает структурированный, адекватный, соответствующий социальным нормам вид.

Особым образом организованные музыкальные взаимодействия с аутичными детьми на музыкально-реабилитационных занятия в «Ариадне» показывают хорошие результаты в развитии эмоциональной саморегуляции детей, что благотворно сказывается на жизни всей семьи ребёнка и окружающего его социума. Ведь человеческая природа ведома эмоциями, внутренними переживаниями, и от развития механизмов регуляции своих переживаний зависит качество жизни не только отдельно взятого человека, но и всего общества в целом.

Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Развитие эмоциональной саморегуляции у детей с РАС на музыкально-реабилитационных занятиях в Центре «Ариадна»

Возврат к cписку публикаций