Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA Версия для слабовидящих

Роль игры для детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль игры для детей с ограниченными возможностями здоровья

09.03.2023 09:42      Автор: Ильичева Л.Г. воспитатель, педагог-кондуктолог

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром»- слова немецкого педагога Фридриха Фрёбеля, который сформулировал принципы дошкольного учреждения, помогающие родителям воспитывать, развивать и обучать детей  через игру и без всякого принуждения.

Сегодня я хотела бы затронуть тему значимости и роли игры для детей с ограниченными возможностями здоровья.Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. К ним относятся:дети с нарушениями слуха, с нарушениями зрения,  с нарушением речи,с нарушениями интеллекта, с задержкой психического развития (ЗПР),  с нарушениями опорно - двигательного аппарата (ДЦП), с нарушениями эмоционально – волевой сферы и поведения (РАС), с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития и не позволяют детям вести полноценную жизнь. С ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. Дети с особыми потребностями - особая категория. Большинство из них социально дезадаптированы. Они обидчивы, агрессивны, гиперактивны, подвержены нарушениям коммуникативной сферы. Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья:замедленное и ограниченное восприятие,недостатки развития моторики,недостатки речевого развития,недостатки развития мыслительной деятельности,недостаточная, по сравнению со здоровыми детьми, познавательная активность,пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях.

Игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения детей. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра – это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая, не в меньшей степени, важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин. Игра – ведущий вид деятельности детей.Принимая во внимание специфику детей с ограниченными возможностями, игровой процесс для них приобретает иное, особое значение и направление. Игра является фактически самым важным средством, методом воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями. Реабилитационный потенциал игры высок.  Каждый вид игры (социально-ролевая, подвижная, манипулятивно - конструктивная, развивающая, дидактическая или игра-драматизация) обладает определенными реабилитационными возможностями. С помощью игры развивается крупная, мелкая моторика, улучшается коммуникация. В чём же заключается особенность игры? Игра формирует личность ребенка. Игра – не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться, деятельность, в процессе которой ребенок пробует себя в различных социальных ролях, т.е. игра является фактором социального развития личности. В игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу. Заниматься с ребёнком, начинать развивать его способности нужно уже в первый год после того, как диагностировано заболевание.Малышу с ограниченными возможностями здоровья часто сложно выполнять игровые действия, а именно:правильно сидеть и стоять;совершать движения пальцами рук;проявлять своевременные реакции (вследствие нарушений слуха, зрения, чувствительности, кратковременной памяти). Родителям стоит быть готовыми к тому, что приобретённые навыки будут ограниченными.  Задача  взрослого -подбирать игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать.Во время игры важно учитывать состояние малыша, насколько он усидчив, в хорошем ли он настроении;также важно позволять ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваться в процесс, если это не нужно малышу;указания не должны быть сложными, лучше для них использовать короткие высказывания.Главное, поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.Основные цели и задачи игры:

·        развитие у детей интереса к различным видам игр;

·        формирование игровых умений, развитие культурных форм игры; всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре;

·        развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;

·        формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Цель игры имеет 4 аспекта: познавательный (обучающий)-расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, способов действия, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.Воспитательный-воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности. Развивающий (корригирующий)-развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующий-приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Классификация  игр:

1. Сюжетно -  ролевая игра.  Главная цель игры очевидна воспитателям и психологам, но о ней редко задумываются не связанные с педагогикой родители, имеющие детей с ограниченными возможностями. Между тем, эта цель является главной. Игровой процесс создает условия для ориентирования ребенка с ОВЗ в том, как строятся отношения в социуме, как представлена деятельность человека в реальности. Соответственно, цель ролевой игры – включить ребенка  с ОВЗ в реальные общественные отношения. Еще одна важная цель сюжетных игр – быть безопасной тренировочной площадкой для постижения новых знаний и для проявления эмоций.  В сюжетно - ролевой игре ребенок учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры способствует развитию речи и воображения ребенка, развивает детскую фантазию. Нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.

2. Театрализованные игры - это деятельность, позволяющая формировать эстетическое воспитание, творческий потенциал и любовь к искусству. Театр для ребенка - сказка, праздник и положительные эмоции. Взрослый должен понимать специфику такого времяпрепровождения особенно для детей с ОВЗ и активно вовлекать в него ребенка. Театрализованная игра - это мощнейшее средство развития у детей эмпатии (способности различать эмоции других людей по интонации, мимике, жестам). На основе этого умения уже формируется способность откликаться на художественное произведение и оценивать его. В целом же, такая игра - это разыгрывание детьми в лицах сказок, рассказов и других произведений под руководством взрослого либо самостоятельно.

3. Подвижные игры. Такой тип игрового процесса сопровождается физической активностью. Зачастую, направлен на физическое развитие ребенка, его оздоровление. Чаще всего, подвижные игры как-то косвенно (или напрямую) связаны со спортом. Разнообразные салочки, догонялки - все это относят к данной категории. Важнейшая роль в организации игр для детей с ОВЗ отводится индивидуальному подходу к каждому играющему. Радость и успех необходимы детям с ограниченными возможностями гораздо в большей степени, чем другим, поскольку достижения и продвижения даются несравнимо большими усилиями и поддержать их может только чувство радости и удовлетворения. Подвижная игра может  выполнять роль дидактической со всеми её особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения, ребенок с ОВЗ выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность ребенка в природной подвижности. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом.

4. Развивающие игры- самый простой и природный способ развивать ребёнка с ограниченными возможностями. Каждый возрастной период развития ребёнка предназначен для освоения нового. Развивающие игры способствуют формированию необходимых для жизнедеятельности умений и навыков, например, захватывать и держать предмет, удерживать внимание, быть усидчивым и многого другого. В процессе игры ребёнок формирует свою эмоциональную сферу, совершенствует мелкую моторику. Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребёнка. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества. Один из вариантов развивающих игр – это пальчиковые игры («Сорока-ворона», «Этот пальчик бабушка, этот дедушка», «Наша семья» и т.д.). Такие упражнения рекомендуется чаще повторять детям годовалого возраста. Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики. Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Они отлично развивают мелкую моторику, очень полезны для развития сосредоточенности, внимания:игры с песком,с крышками, камушками, разными крупами (фасоль, горох, макароны), с прищепками, сортировка пуговиц…

5. Конструкторские игры.  Логика ,координация движений, пространственное мышление,  мелкая моторика, воображение – все это отлично развивается в процессе конструирования. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей  к свойствам предмета и желанием научиться  с ним работать. С помощью конструкторских игр ребята знакомятся с понятием «больше – меньше», с геометрическими формами, учат основные цвета,  счет, знакомятся с цифрами, буквами и т.д., идут от простого к сложному.

Игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья: игрушка, которую держит в руках ребёнок, должна быть интересна ему, соответствовать возрасту. Следует помнить - способности часто зависят от формы заболевания больше, чем от возраста. Игрушками могут быть обычные предметы, которые есть в каждом доме. При выборе важно обращать внимание навозможность использовать руки, степень умения концентрации внимания, степень понимания ребенком языка. Не забывайте, что занятия можно проводить с предметами, которые есть вокруг, в каждом доме. Домашние предметы обихода могут помочь вам организовать игровой досуг. Игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщенна и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Важно понимать какие игры и для чего существуют. Тогда и только тогда можно будет в полной мере правильно развивать ребенка. К сожалению, о реальном игровом процессе речь заходит все реже и реже. Но это не беда. Ведь если вы знаете, какие есть виды игр, то сможете всегда придумать чем занять ребенка , как правильно развить его.При проведении игры для детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо помнить следующее:младшие дети должны заниматься индивидуально, старшие- в группе (в группе могут быть как двое-трое, так и большее количество детей);нужно учитывать все нюансы развития, характера малыша, а также особенность его передвижения (коляска, если ребёнок сидячий, самостоятельно при помощи взрослого; ходит ли он в специальный сад или обучается на дому).Занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья лучше проводить сразу после рождения, чтобы укреплять тонус мышц.

В заключение необходимо отметить, что реабилитационный потенциал игры будет реализован при соблюдении некоторых правил организации игр с детьми с особыми потребностями: составляя комплекс коррекционных игр , следует учитывать особенности заболеваний детей, возраст, физическое и умственное развитие.Знать особенности поведения, насколько сформированы навыки общения ребенка, какие острые проблемы, страхи, фобии есть у ребенка.При проведении игрового сеанса необходимо создать непринужденную атмосферу, настроить детей на игру.

Реабилитационные и воспитательные возможности игры связаны напрямую с ее содержанием, тематикой и организацией. Каждое игровое занятие должно иметь четкую структуру, а игра – цель и задачи.Для детей с ограниченными возможностями целесообразнее проводить групповые игровые занятия для развития навыков общения, ответственности, взаимопомощи, совместной деятельности. Игровые задания должны быть посильны, понятны, но, в то же время, содержать трудности.В занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья важна регулярность — это одно из главных условий успешного развития. Но даже при правильной организации времени следует помнить, что игра -  тот вид деятельности, к которому не нужно принуждать. Она призвана приносить ребёнку радость и желание достичь успеха.

Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Роль игры для детей с ограниченными возможностями здоровья

Возврат к cписку публикаций