Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA Версия для слабовидящих

МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ: ДИАГНОСТИКА И КОМПЕНСАЦИЯ

МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ: ДИАГНОСТИКА И КОМПЕНСАЦИЯ

07.03.2023 09:38      Автор: Курнакина Е. Т. Медицинский психолог

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

ММД у детей – это отклонение от нормального развития, которое характеризуется замедлением роста тканей мозга, расстройством диффузно- церебральной регуляции в структурах ЦНС разных уровней. Патологические процессы провоцируют аномальное восприятие внешнего мира и девиантное поведение, сбои в работе вегетативной нервной системы, расстройство психо - эмоционального фона.

Ключевые слова: минимальная мозговая дисфункция,  ММД,  ММД у детей,  диагностика минимальной мозговой дисфункции,  тест Тулуз-Пьерона.

Наиболее часто при ММД наблюдаются:

- быстрая умственная утомляемость и сниженная работоспособность (при этом общее физическое утомление может отсутствовать);

- резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности;

- значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, проблемы с переключением;

- нарушения в деятельности ребенка (в том числе и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной);

- сниженный объем оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации);

- трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную;

- неполная сформированность зрительно - моторной координации (допускают разнообразные ошибки и неточности , например, при списывании и срисовывании,  не замечают несоответствий даже при последующем сравнении);

- изменение временной протяженности рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга.

Для диагностики ММД могут быть использованы методики, относящиеся к группе «корректурных проб», направленные на оценку свойств внимания и исследования динамики работоспособности. Психологами Центра « Ариадна» используется в этих целях тест Тулуз-Пьерона. Тест направлен на изучение свойств внимания и психомоторного темпа, также оценивает точность и

надежность переработки информации, волевую регуляцию и динамику работоспособности по времени. К преимуществам теста относится его независимость от культурной принадлежности, уровня вербального и социального интеллекта обследуемого, даже существенные речевые и слуховые дефекты не влияют на результативность его выполнения.

Методика является адекватным, быстрым и простым способом косвенной диагностики ММД (по ближайшим нарушениям психической деятельности).

По результатам опроса родителей, их жалоб, данным психологического и

неврологического обследования были протестированы 186 детей в возрасте от 6 до 13 лет, имеющих проблемы внимания.

Дошкольники составляют 20,9 % (39 человек) от общего количества обследованных детей, дети 1-5 классов составляют 66,7% (124 ребенка), дети 6,7 классов -12,4% (23 человека).

Результаты диагностики выявили следующее:

- нормальная точность при слабой скорости отмечалась у 34 детей (18,3 %);

- слабая точность при нормальной скорости - 6 детей (3,2%);

- слабая точность при слабой скорости- 16 детей (8,6 %);

- точность выполнения, скорость в зоне патологии отмечалась у 67 ребенка (36%);

- точность выполнения в зоне патологии при нормальной скорости отмечалась у 32 детей (17,2%).

Таким образом, высокая вероятность наличия ММД (слабая точность внимания, внимание в зоне патологии) отмечена у 121 ребенка (65% от общего количества обследованных детей), нормативное развитие имеют 31 человек (16,7%), нормальное внимание при слабой скорости у 34 детей (18,3%).

Необходимо отметить,  что наибольшее количество случаев минимальной мозговой дисфункции отмечено у учеников  1,2,3,4 классов - начальное школьное звено – из  124 детей данной возрастной категории ММД у 54 (43,6%), 43 ребенка (34,7%)- «норма», 27 детей (21,7%) имеют нормальное внимание, но слабую скорость.

К среднему и старшему школьному возрасту относятся 34 ребенка, у 14 из них (41,2%) отмечена ММД, «норма»- у 15 детей (44,1%), нормальное внимание при слабой скорости отмечено у 5 человек (14,7%).

Исходя из полученных данных,  для организации своевременной и оптимальной помощи детям с ММД предлагается:

1)    контроль неврологического фона и уровня психического развития детей с перинатальной патологией  в течение всего дошкольного детства в целях раннего выявления ММД;

2)    диагностика детей среднего и старшего школьного звена при слабой успеваемости по программе школы;

3)    подготовка педагогов детских садов и школ к работе с детьми, имеющими ММД;

4)    подготовка и помощь родителям детей с ММД (медико- психологическое просвещение родителей по данной проблеме);

5)    коррекционная и развивающая работа с ребенком в семье и школе (дет. сад).

Существуют разные психологические программы индивидуальной и групповой помощи детям с ММД, которые направлены на:

- снижение двигательной  активности у детей во время учебного процесса;

- повышение коммуникативной компетенции ребенка в семье, в д/с, школе;

- развитие навыков распределения внимания (устойчивости и концентрации), двигательного контроля;

- обучение навыкам саморегуляции (умение владеть собой и конструктивно выражать свои эмоции);

- формирование навыков конструктивного общения со сверстниками;

- формирование  умения контролировать импульсивность своих действий;

- узнать свои сильные качества и более эффективно их использовать;

-формирование у родителей представление об особенностях детей, с проявлениями гиперактивности и синдромом дефицита внимания.

Оптимизации обучения детей с минимальной мозговой дисфункцией:

1)    Обеспечить детям «мягкое», замедленное  включение в школьное обучение.

2) Профилактика переутомления в течение дня.

3) Использовать на уроке игровые моменты, что снижает переутомление.

4)    Выделять существенные моменты в объясняемом материале (правило, принцип, алгоритм решения).

5)    Учитывать цикличность интеллектуальной активности ребенка как на уроке, так и в домашней работе.

6)    Не стоит фиксироваться на несущественных проблемах (забыл записать домашнее задание).

7)    Осуществлять  контроль за  выполнением домашних заданий, присутствие взрослого рядом.

8)    Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.

Важно понять: коррекция требует времени, совместных усилий , но результаты стоят вложенных трудов, т.к. это способствует гармоничному развитию личности и реализации успешных жизненных стратегий.

Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ: ДИАГНОСТИКА И КОМПЕНСАЦИЯ

Возврат к cписку публикаций