07.03.2023 09:38 Автор: Курнакина Е. Т. Медицинский психолог
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.
ММД у детей – это отклонение от нормального развития, которое характеризуется замедлением роста тканей мозга, расстройством диффузно- церебральной регуляции в структурах ЦНС разных уровней. Патологические процессы провоцируют аномальное восприятие внешнего мира и девиантное поведение, сбои в работе вегетативной нервной системы, расстройство психо - эмоционального фона.
Ключевые слова: минимальная мозговая дисфункция, ММД, ММД у детей, диагностика минимальной мозговой дисфункции, тест Тулуз-Пьерона.
Наиболее часто при ММД наблюдаются:
- быстрая умственная утомляемость и сниженная работоспособность (при этом общее физическое утомление может отсутствовать);
- резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности;
- значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, проблемы с переключением;
- нарушения в деятельности ребенка (в том числе и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной);
- сниженный объем оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации);
- трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную;
- неполная сформированность зрительно - моторной координации (допускают разнообразные ошибки и неточности , например, при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий даже при последующем сравнении);
- изменение временной протяженности рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга.
Для диагностики ММД могут быть использованы методики, относящиеся к группе «корректурных проб», направленные на оценку свойств внимания и исследования динамики работоспособности. Психологами Центра « Ариадна» используется в этих целях тест Тулуз-Пьерона. Тест направлен на изучение свойств внимания и психомоторного темпа, также оценивает точность и
надежность переработки информации, волевую регуляцию и динамику работоспособности по времени. К преимуществам теста относится его независимость от культурной принадлежности, уровня вербального и социального интеллекта обследуемого, даже существенные речевые и слуховые дефекты не влияют на результативность его выполнения.
Методика является адекватным, быстрым и простым способом косвенной диагностики ММД (по ближайшим нарушениям психической деятельности).
По результатам опроса родителей, их жалоб, данным психологического и
неврологического обследования были протестированы 186 детей в возрасте от 6 до 13 лет, имеющих проблемы внимания.
Дошкольники составляют 20,9 % (39 человек) от общего количества обследованных детей, дети 1-5 классов составляют 66,7% (124 ребенка), дети 6,7 классов -12,4% (23 человека).
Результаты диагностики выявили следующее:
- нормальная точность при слабой скорости отмечалась у 34 детей (18,3 %);
- слабая точность при нормальной скорости - 6 детей (3,2%);
- слабая точность при слабой скорости- 16 детей (8,6 %);
- точность выполнения, скорость в зоне патологии отмечалась у 67 ребенка (36%);
- точность выполнения в зоне патологии при нормальной скорости отмечалась у 32 детей (17,2%).
Таким образом, высокая вероятность наличия ММД (слабая точность внимания, внимание в зоне патологии) отмечена у 121 ребенка (65% от общего количества обследованных детей), нормативное развитие имеют 31 человек (16,7%), нормальное внимание при слабой скорости у 34 детей (18,3%).
Необходимо отметить, что наибольшее количество случаев минимальной мозговой дисфункции отмечено у учеников 1,2,3,4 классов - начальное школьное звено – из 124 детей данной возрастной категории ММД у 54 (43,6%), 43 ребенка (34,7%)- «норма», 27 детей (21,7%) имеют нормальное внимание, но слабую скорость.
К среднему и старшему школьному возрасту относятся 34 ребенка, у 14 из них (41,2%) отмечена ММД, «норма»- у 15 детей (44,1%), нормальное внимание при слабой скорости отмечено у 5 человек (14,7%).
Исходя из полученных данных, для организации своевременной и оптимальной помощи детям с ММД предлагается:
1) контроль неврологического фона и уровня психического развития детей с перинатальной патологией в течение всего дошкольного детства в целях раннего выявления ММД;
2) диагностика детей среднего и старшего школьного звена при слабой успеваемости по программе школы;
3) подготовка педагогов детских садов и школ к работе с детьми, имеющими ММД;
4) подготовка и помощь родителям детей с ММД (медико- психологическое просвещение родителей по данной проблеме);
5) коррекционная и развивающая работа с ребенком в семье и школе (дет. сад).
Существуют разные психологические программы индивидуальной и групповой помощи детям с ММД, которые направлены на:
- снижение двигательной активности у детей во время учебного процесса;
- повышение коммуникативной компетенции ребенка в семье, в д/с, школе;
- развитие навыков распределения внимания (устойчивости и концентрации), двигательного контроля;
- обучение навыкам саморегуляции (умение владеть собой и конструктивно выражать свои эмоции);
- формирование навыков конструктивного общения со сверстниками;
- формирование умения контролировать импульсивность своих действий;
- узнать свои сильные качества и более эффективно их использовать;
-формирование у родителей представление об особенностях детей, с проявлениями гиперактивности и синдромом дефицита внимания.
Оптимизации обучения детей с минимальной мозговой дисфункцией:
1) Обеспечить детям «мягкое», замедленное включение в школьное обучение.
2) Профилактика переутомления в течение дня.
3) Использовать на уроке игровые моменты, что снижает переутомление.
4) Выделять существенные моменты в объясняемом материале (правило, принцип, алгоритм решения).
5) Учитывать цикличность интеллектуальной активности ребенка как на уроке, так и в домашней работе.
6) Не стоит фиксироваться на несущественных проблемах (забыл записать домашнее задание).
7) Осуществлять контроль за выполнением домашних заданий, присутствие взрослого рядом.
8) Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.
Важно понять: коррекция требует времени, совместных усилий , но результаты стоят вложенных трудов, т.к. это способствует гармоничному развитию личности и реализации успешных жизненных стратегий.Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ: ДИАГНОСТИКА И КОМПЕНСАЦИЯ