Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Речевые нарушения у недоношенных детей


22.10.2013 11:45      Автор: Абашина О.В.

По данным НИИ коррекционной педагогики, до 80% случаев неуспеваемости в школе обусловлены различными состояниями когнитивной недостаточности, включая задержку психического и речевого развития. В структуре поздних осложнений перинатальной патологии центральной нервной системы у недоношенных больных отдельное место занимают нарушения сферы интеллекта и речи, что в последствие сказывается на низком уровне  готовности к обучению. При поражении корковых отделов головного мозга, обеспечивающих как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса, возникают различные центральные моторные расстройства речи.Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание ребенка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития. Отсюда правомерно разграничивать дефекты формирования и дефекты сформированной речи, считая трехлетний возраст их условным подразделением. Многие исследования, проведенные у глубоко недоношенных детей сочень низким весом, показали, что самое частое нарушение центральной нервной системы(ЦНС) - детский церебральный паралич (ДЦП) в структуру которого входит нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (дизартрия). Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Поражение этих структур дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми,дряблыми, наблюдается их атрофия и атония. 

 Ведущим дефектом при дизартрии является нарушениезвукопроизносительной и просодической стороны речи, которые проявляются вразной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. Влегких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в болеетяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп,выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.
При выраженных поражениях ЦНС речь становитсяневозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушенияназываются анартрией.

Также родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям(у недоношенных детей внутричерепные кровоизлияния возникают наиболее легко врезультате слабости их сосудистых стенок)и гибели нервных клеток, которые могут захватывать и речевые зоны корыголовного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генезаи вызывают алалию - системное недоразвитие речи, обусловленноенесформированностью языковых операций порождения речевых высказываний.

 В настоящее времяостается актуальной проблема минимальных мозговых дисфункций (ММД), являющихсяодним из наиболее частых исходов перинатальных гипоксических энцефалопатий. Приминимальной мозговой дисфункции происходит задержка темпа развитияфункциональных систем мозга, требующих для своего осуществления интегративнойдеятельности: речь, поведение, внимание, память, пространственно-временныепредставления и другие высшие психические функции.Дети с минимально мозговой дисфункциейсоставляют группу риска по возникновению у них речевых расстройств. В структуресиндрома ММД наиболее часто встречаются следующие клинические формы речевыхнарушений: дислалия- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе исохранной иннервации речевого аппарата, стертая дизартрия, задержка речевогоразвития, характеризующаяся более медленными по сравнению с нормальнымразвитием темпами усвоения всех компонентов языка-лексики, грамматики, фонетики.Речевые нарушения могут быть ведущими в клинике минимальных мозговыхповреждений или выступать на второй план, в этом случае синдром ММД чащепроявляется нарушением поведения, памяти и внимания.

Таким образом, высокий процент речевых расстройств, выявляемых у недоношенных детей с перинатальной патологией ЦНС, показывает необходимость совместного динамического наблюдения и комплексного воздействия со стороны специалистов разного профиля (детского невролога, логопеда, дефектолога,психолога, педагога). Главная задача специалистов – помочь  родителям принять ребенка с проблемами в развитии, находить способы взаимодействия, стимулирующие развитие зрительных и слуховых дифференцировок, двигательных умений и навыков, способов манипулирования с предметами, формирования социально-эмоционального поведения,развитие понимания речи и вызывание активной речи. Эти задачи с успехом реализуются в нашем центре.

Возврат к cписку публикаций