Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA Версия для слабовидящих

Вибротактильная фаза, как начальный этап работы по запуску речи у неговорящих детей в системе Верботонального метода

Вибротактильная фаза, как начальный этап работы по запуску речи у неговорящих детей в системе Верботонального метода

28.02.2023 10:50      Автор: Абашина О.В. Логопед, Индерейкина О.А. Логопед

Современная коррекционная педагогика располагает богатейшими знаниями в вопросах дифференциально-диагностического исследования и психолого-педагогической работы с детьми с проблемами речи и слуха. У таких детей низкий уровень фонематического восприятия, развития экспрессивной и импрессивной речи, имеющих в своей основе неврологическую природу, с наибольшей отчётливостью выражается в следующем:

1.     Низкий уровень речевой активности.

2.     Отсутствие речевого подражания.

3.     Недостаточность развития слухоречевого ритма, нарушение динамического и артикуляторного праксиса.

4.     Нарушение фонематического восприятия.

5.     Несформированность слоговой структуры слова.

6.     Отсутствие элементарных форм звукового анализа и синтеза.

В последнее время специалисты сталкиваются с проблемой использования новых технологий и приёмов работы запуска речи у безречевых детей. Поэтому интерес логопедов к новым инновационным методам возрастает. При их использовании существенно расширяется возможность комплексного подхода и целенаправленного воздействия методов реабилитации детей с проблемами слуха и речи, а также с тяжёлым поражением центральной нервной системы.

Одним из таких методов считается верботональный метод, автором которого является хорватский учёный ПетарГуберина. В основе этого метода лежит стимуляция слуховосприятия и речи у детей с проблемами развития.В научной литературе давно доказана филогенетическая связь между развитием движения и формированием произношения. Петар Губерина в своей книге «Звук и движение в языке» отмечает, что речевой звук и есть результат движения, результат активности целого тела. И, действительно, используя такие языковые средства, как жесты, мимика, ритм, интонация, речевой темп, пауза и реальный контекст, мы делаем нашу речь богаче,выразительнее, понятнее, а также быстрее и лучше воспринимаем смысл и целостность сказанного. Все эти выраженные компоненты языка ПетараГуберина объединил под общим термином «ценности речевого языка».

В Центре «Ариадна» реабилитация детей с патологией слуха и речи проводится с 1993 года. По нашим данным, больше 70% детей, поступающих в Центр, имеют речевую патологию, из них безречевых детей около 20%. Применяемый нами метод является высокоэффективным при коррекции устной речи, при развитии слуховосприятия, формировании навыков речевого самоконтроля, двигательной и речевой активности детей с проблемами в развитии.

Как одно из перспективных направлений в коррекционной работе в системе верботонального метода, нами успешно используются такие виды реабилитации, как «гармония тела» и «стимуляция движением».В первом случае мы делаем акцент на развитие психомоторных способностей ребёнка, что включает в себя развитие и правильное сочетание напряжения и тонуса тела, развитие кинестетических ощущений.

Адекватные моторные реакции ребёнка влияют на развитие всех полисенсорных связей.

Сам термин «Стимуляция движением» означает, что средством стимуляции является движение. Мы знаем, что напряжение, интенсивность, время и пространство – биологические компоненты человеческого существа, которые содержатся в движении и составляют его основу. Все эти элементы непосредственно связаны с речью и, тем самым, помогают, стимулируют и облегчают слуховое восприятие и репродукцию речи, где движения и тактильные ощущения через вибрацию выполняют функцию «слухового контроля».

Основная цель «Стимуляции движением» - это:

1.     Формирование основ слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности речевых и неречевых звуков.

2.     Расширение рамок слухового восприятия:

·        развитие чувства ритма, интонации напряжения, интенсивности, при помощи которых мы улучшаем слуховое восприятие и репродукцию речи;

·        провоцирование спонтанного звукообразования и вокализаций, имитация и узнавание определённых ритмических форм в разных вариациях;

·        узнавание окраски звучания разных музыкальных инструментов и других неречевых звуков;

·        узнавание звуков, воспроизводимых разными частями тела (хлопки руками, топанье ногами, удары о твёрдую поверхность);

·        умение различать голоса людей;

·        узнавание локализации источника звука в пространстве);

·        коррекция и дифференциация фонем раннего онтогенеза.

Как и во всех других формах работы, согласно верботональному методу, начало коррекции, а также содержание занятий зависит от выше перечисленных целей и задач.

Важно отметить, что начальная фаза по запуску речи основывается на телесных (соматосенсорных) путях и называется вибротактильная фаза. Она предполагает использование вибратора и вибрационного стола, являющимися хорошим трансмиттером низких частот и мощным стимулом восприятия звуков через тактильные ощущения, с опорой на сохранные звенья нарушенной функции, т.е. на непострадавшие звенья деятельности на новых, компенсаторных началах. В этой фазе главное развивать моторику тела, умение ребёнка чувствовать и владеть им, ориентироваться в пространстве и во времени и адекватно отвечать звуковой экспрессией на поступающий тактильный стимул.

Основная цель этого этапа - вызов физиологических эхолалий, лепетных слов, звукокомплексов, звукоподражаний, слов простых по слоговой структуре. Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребёнка к звучанию его голоса, поощряя его активность, мывызываем повторение звуков, тем самым стимулируя аутоэхолалии, которые способствуют развитию речедвигательного и слухоречевого анализатора. Развивая возможность произнесения звуков и звукокомплексов по подражанию, мы способствуем развитию физиологических, а далее и продуктивных эхолалий.

Также коррекционным средством на таком занятии являются ритмически организованные слоговые структуры, где каждая вызываемая фонема (звук) представлена в своём оптимальном ритме и положении.Эти структуры основаны на ритме считалок. Это обосновано и тем, что слоговой ритм и интонация переносятся через низкие частоты, к которым чувствительны дети. Ритмические формы таких специальных считалок дети легко воспринимают и запоминают. Считалка – это выражение детского ритма, а также тренировка для ещё недостаточно сформированного речевого аппарата ребёнка. С помощью таких специальных ритмически организованных слоговых структур мы стимулируем и развиваем слуховое восприятие и речь. Эти слоговые структуры содержат звуки, соответствующие речевому онтогенезу ребёнка «от простого к сложному». Таким образом, мы ориентируемся на последовательность формирования фонематических представлений и звуков в онтогенезе.

 

Занятия проводятся индивидуально и фронтально малыми подгруппами (2-3 ребёнка). Продолжительность занятий зависит от состояния ребёнка и его готовности к сотрудничеству (от 10-20 минут). В зависимости от поставленных задач в каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр, направленных на формирование предпосылок фонематического восприятия и речевой активности.Упражнение должно закончится прежде, чем оно надоест ребёнку. Своевременно переключать на другую деятельность можно при помощи голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных конструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму.

Занятия организованы в такой последовательности: дети сидят вокруг стола, ладони соприкасаются с вибротактильной поверхностью стола, через которую подаётся низкочастотный сигнал, вызывающий вибрацию. Работа со слоговой считалкой начинается с воспроизведения ритмических слоговых структур через микрофон.Ритмические стихосложения, как единаяцелостная структура, и будут являться отправной точкой, переходным этапом к повествовательной речи ребёнка.Важно отметить, что движения и тактильный контакт, которыми сопровождаются считалки, точно следуют их мелодии и ритму. Для неговорящих детей движение является внешней опорой, вспомогательным средством при восприятии и воспроизведении темпо-ритмического и интонационного рисунка считалки, т.е. оно должно отражать темп, ритм, интонацию и паузу. Организуемая логопедом специальная «имитационная деятельность» с использованием движений, требует от ребёнка двигательной и голосовой активности. Маленьким детям легче имитировать простые, большие по амплитуде движения, тогда как с возрастом они должны бытьболее дифференцированными (аналитическими). При работе с разными видами считалок требуется учитывать, что в иррациональной части композиции движение должно быть точно ритмически организовано, тогда как в рациональной части слова и фразы произносятся с помощью произвольного двигательного моделирования, не допуская скандированного проговаривания.Своё утончённое чувство ритма дети как бы подтверждают, скандируя считалки. Игру со словами начинает один ребёнок, подхватывает группа, дополняя новыми словами, повторяя и надстраивая их. К концу игры создаётся правильная ритмическая структура, не говорящая о её вербальном смысле.В подобных играх ребёнка не интересует содержание считалки, и только последний слог осмыслен, который разрешается напряжением, созданным игрой.Важно, что наикратчайшим путём нужно решить задачу игры, а затем последовательно продолжать игру через постоянное повторение.

По этому же принципу на занятиях по стимуляции речи выстраивается алгоритм работы над считалкой.Дети легко запоминают и самостоятельно воспроизводят правильную ритмическую и звуко-слоговую структуру, многократно пересчитывая слоговые считалки, пока не выйдет из игры последний. Ребёнок, на котором заканчивается пересчёт, должен верно озвучить последний слог или слово считалки. Правильно ответивший, выбывает из игры, и так до последнего участника группы. Оставшийся ребёнок воспроизводит всю считалку от начала до конца, сопровождая её движением, моделирующим ритмико-интонационный рисунок всей структуры. Логопед во время игры должен проследить за качеством звучания фонем, соблюдением словесного ударения, ритмико-мелодической структурой считалки и сразу же провести коррекцию.

Таким образом, формируя фонематическое восприятие и стимулируя речевую активность, можно уменьшить дефицит языковой способности, развить мышление и коммуникативную компетенцию ребёнка.

Применение таких приёмов работы позволяет максимально эффективно обеспечить реабилитацию на данном этапе, побуждая специалистов к дальнейшему творчеству. Эффективность применения метода подтверждена нами на практике. Представленные приёмы работы отвечают интересам и опыту детей раннего возраста с неврологической симптоматикой. Опыт нашей многолетней работы показывает, что дети с помощью движения, тактильного контакта, сопровождаемого звуками, прекрасно воспринимают, запоминают и воспроизводят ритмические структуры, усваивая интонационные модуляции, несмотря на несовершенство звуковой стороны речи. Ритм, движение, интонация, тактильный контакт для таких детей не только будут являться началом коммуникации, но и прекрасным стимулом для развития речи, играющим важную роль в реабилитационном процессе. Отмеченные успехи в коммуникативном и когнитивном развитии детей подтверждают правильность выбора приёмов работы на этапе запуска речи.

Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Вибротактильная фаза, как начальный этап работы по запуску речи у неговорящих детей в системе Верботонального метода

Возврат к cписку публикаций