21.02.2023 09:49 Автор: Филиппова Г.А. Врач-ортопед
Одной из важных проблем социальной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в Российской Федерации была и остается социальная интеграция детей, страдающих детским церебральным параличом. Детский церебральный паралич (далее ДЦП) заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде или вследствие аномалии его развития и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекции.
ДЦП представляет актуальную проблему современной медицины. Распространенность ДЦП составляет 2–3,6 случая на 1 000 детей.
Мультифакторность этиологии и сложность патогенеза данного заболевания затрудняет эффективность лечения и реабилитации, поэтому ДЦП занимает ведущее место среди других заболеваний центральной нервной системы, ведущих к инвалидизации. затрагивающей семью, образование и социальную жизнь ребенка.
При ДЦП резко нарушено взаимодействие между двигательными и сенсорными системами, между звеньями самой двигательной системы, между системами регуляции произвольных и непроизвольных движений. Ведущим дефектом при ДЦП является нарушение двигательной сферы. При этом в структуре двигательного дефекта при ДЦП выделяют наличие параличей и парезов, нарушение мышечного тонуса, повышение сухожильных и надкостничных рефлексов, синкинезии, недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов, несформированность реакций равновесия и координации движений. Специфической особенностью при ДЦП является задержка формирования основных моторных функций. Каждая форма ДЦП отличается от другой качественным своеобразием и специфичным сочетанием двигательных патологических компонентов. Клиническая картина заболеваний нервной системы характеризуется сложными и множественными нарушениями жизненно-важных функций, которые приобретают стойкий патологический двигательный стереотип и отрицательно влияют на активность в повседневной жизнедеятельности.
Устойчивые двигательные ограничения у больных церебральным параличом обуславливают пожизненную необходимость в реабилитационных мероприятиях. Реабилитационная работа с детьми, страдающими церебральным параличом, отличается сложным многосторонним подходом, опирающимся на медико-педагогические основы, учитывающие индивидуальные особенности ребенка, тяжесть протекания заболевания.
В настоящее время существует множество методов и методик медицинской реабилитации больных с ДЦП, целью которых является адаптация детей, формирование правильного стереотипа движения, улучшение психического развития и социализация в обществе.
Среди новых эффективных и безопасных методов физической реабилитации больных с ДЦП, нацеленных на восстановление функций, активности и участия пациента, особое место занимают аппараты и технологии, работающие на принципах биологической обратной связи (далее БОС) и виртуальной реальности, которые являются не только эффективными, но и интересными для детей, способными вызывать вовлеченность пациентов в процесс реабилитации, что, несомненно, сказывается и на результате. Мотивация и активное участие детей в процессе реабилитации играют ключевую роль и способны значительно улучшить результаты реабилитационного процесса.
Одним из перспективных направлений в коррекции двигательных и сопутствующих нарушений у пациентов с ДЦП является аппаратно-програмируемый комплекс (далее АПК) "Revimotium", разработанный Самарским государственным университетом.
"Revimotium" – тренажер активной двигательной реабилитации и абилитации детей по восстановлению опорно-двигательного аппарата. В тренажере применяется оптическая система отслеживания движений пациента и биологическая обратная связь с аудиальными и визуальными эффектами и возможностью решения когнитивных задач. Тренажер состоит из двух основных частей – аппаратной и программной. Сенсор Kinectс позволяет взаимодействовать с игровой консолью, с помощью жестов управлять персонажем и генерировать обратную связь. Программный модуль управления аватаром обеспечивает запись движений пациента системой оптического трекинга и воспроизведения всех совершенных действий на экране.
Коррекционный процесс осуществляется через игровую методику и опирается на общие принципы лечебно-профилактической физкультуры и деятельного подхода в психологии. По сути, представляет собой серьёзный психолого-педагогический процесс, происходящий между пациентом и инструктором. Во время выполнения упражнений ребенок оказывается в игровой ситуации, в которой тренирует свои движения вместе с анимированными животными и стремится на новый уровень достижений.
С 2018 года совместно со специалистами Института инновационного развития СамГМУ внедрена в работу ГБУЗ СО ТЛРЦ «Ариадна» система игровой реабилитации. Применение «Revimotium» у детей на занятиях лечебной физкультурой быстро набрало популярность, поскольку компьютерные технологии являются мотивирующими для детей любого возраста.
АПК служит для выполнения комплексных реабилитационных упражнений в вертикальной позиции. Позволяет одновременно совершать пассивные и активные движения в верхних и нижних конечностях, отрабатывать определенные упражнения с целью нормализации произвольных движений в суставах, коррекции координаторных нарушений (статического и динамического равновесия, ритмичности движений, ориентировки в пространстве), тренировки мышечно-суставного чувства, профилактики и коррекции контрактур, активации познавательной деятельности.
Лечение правильными движениями предполагает адаптированные, постепенно возрастающие силовые воздействия, определённые строго индивидуально для каждого пациента, с учётом его анамнеза, возрастных, физиологических и других особенностей. Постепенное обучение правильным (простым и сложным) движениям приводит к нейрорефлекторному восстановлению их трофики и обмена веществ в костно-мышечной системе ребенка, формированию или восстановлению двигательных навыков и двигательных качеств (силы, быстроты и выносливости).
Известно, что произвольная двигательная активность человека совершается в результате неоднократного повторения движения. В результате произвольное движение становиться привычным, выполнение его не требует специального волевого контроля. На определенном этапе у пациента появляется способность к автоматизированному, неосознанному выполнению отдельных частей или всего движения в целом. Появление автоматизма в выполнении отдельных движений – один из существенных признаков двигательного навыка и формирования правильного паттерна движений у детей со стойкими двигательными нарушениями.
Во время работы нами проводилось наблюдение за динамикой двигательных нарушений у детей с ДЦП в комплексной реабилитации с применением АПК « Revimotium».
Исследования проводились у 44 детей с 6 до 12 лет с нарушениями функции, активности и участия с легкой и умеренной степенью выраженности. Из них 20 человек с диагнозом ДЦП, гемипаретическая форма. GMFCS I-II;
24 человека с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия. GMFCS I-II.
Определяющим критерием для реабилитации являлось наличие у ребенка полного сознания, который предусматривает дальнейшую активизацию, стимуляцию различных анализаторов, способствующих восстановлению двигательных функций и самообслуживания.
До начала проведения процедуры проводился осмотр детей специалистами мультидисциплинарной бригады. Определялись значимые категории МКФ и степени их выраженности.
Функции организма:
-мотивация;
-внимание;
-подвижности сустава;
-мышечной силы;
-мышечного тонуса;
-мышечной выносливости;
-контроль произвольных двигательных функций.
Активность и участие:
-концентрация внимания;
-изменение позы тела;
-перемещение тела;
-поддержание положения тела;
-ходьба;
-участие в играх.
Определялся реабилитационный потенциал, реабилитационные цели и задачи.
У детей, в группе обследуемых, проводилась стабилометрия до и после проведения реабилитационных мероприятий. Оценивались основные параметры стабилометрии. У всех детей до проведения реабилитации определялось:
-снижение статической опороспособности;
-нарушение функции равновесия;
-увеличение девиации колебаний общего центра масс во фронтальной и сагитальной плоскостях, в большей или меньшей степени;
-увеличение площади опоры общего центра масс.
Кроме этого, в аппаратно-программном комплексе «Revimotium» присутствует возможность проведения первичной и повторной оценки двигательных функций для выявления динамики и эффективности проведенных реабилитационных занятий. Тесты проводимые в АПК позволяли производить запись каждого упражнения для измерения амплитуды движений в суставах верхних и нижних конечностей с целью оценки их в динамике.
Оценивался угол отведения\ приведения в плечевых и тазобедренных суставах.
Проводилась оценка уровня повседневной активности по шкале Бартела, мышечного тонуса по модифицированной шкале ASHWORTH (1964г), мышечной силы по 5 бальной шкале.
Оценивалась доступность или не доступность выполнения определенных упражнений. Заполнялся протокол первичного занятия с оценкой в балах. Основными критериями которого являлись:
-скорость выполнения упражнения;
-длительность выполнения упражнения;
-количество правильно выполненных движений правой и левой рукой;
-количество правильно выполненных движений правой и левой ногой.
Длительность занятий на АПК определялась длительностью общего реабилитационного курса, степенью выраженности двигательных нарушений, физическим состоянием ребенка на момент проведения занятия.
Занятия проводились ежедневно по 10-15 процедур на курс реабилитации, по 15-20 минут. Занятия на АПК проводились как самостоятельная процедура и как составляющая индивидуальных занятий лечебной физкультурой. Для 4 человек были как подготовительный этап для последующих занятий на АКОРДе (адаптивном корректоре движений, который позволяет восстанавливать правильную биомеханику шага без дополнительной помощи и используется как метод искусственной коррекции движения и электростимуляции ослабленных мышц).
Кроме занятий на «Revimotium» все дети получали массаж, физиотерапевтические процедуры, механотерапию, 9 человек ботулинотерапию. Физическая реабилитация осуществлялась на фоне психолого-педагогическую коррекции.
По окончании курса занятий на АПК «Revimotium» проводилось повторное обследование двигательных функций.
По протоколу проведения занятий у 40 детей увеличилась:
-скорость выполнения упражнения;
-длительность выполнения упражнения;
-количество правильно выполненных движений правой и левой рукой;
-количество правильно выполненных движений правой и левой ногой.
4 человека выполняли упражнения на прежнем уровне, но отмечалось улучшение эмоционального фона, внимания, мотивации, участия в играх. Отрицательного результата не отмечалось ни у одного ребенка.
Эффективность реабилитации оценивалась специалистами мультидисциплинарной бригады Центра на основании определения обозначенных шкал и тестов.
В статусе выявлялось статистически значимое улучшение по всем тестам,
отмечалось улучшение функций верхних и нижних конечностей и уменьшение выраженности нарушений от умеренных к легким:
-увеличение подвижности, обьема движений в пораженном суставе;
-увеличение мышечной силы, мышечной выносливости;
- снижение мышечного тонуса;
-увеличение контроля произвольных двигательных функций.
Кроме того, отмечалось значительное улучшение мотивации, внимания, повседневной активности и участия.
По результатам стабилометрического обследования у 40 детей определялось:
-улучшение статической опороспособности в большей или меньшей степени;
-стабилизация ОЦМ во фронтальной и\ или сагитальной плоскостях;
-уменьшение площади опоры общего центра масс;
-улучшение функции равновесия.
В результате проведенного курса реабилитации за счет автоматизации простых двигательных актов у ребенка формировались адекватные представления о собственном теле, улучшался контроль над собственными движениями. У детей улучшались не только амплитуда движений в суставах и пространственные характеристики шага - длина шага, база шага, положение стопы, но и последовательность включения в работу всех звеньев циклической локомоции ходьбы. За счет улучшения устойчивости вертикальной позы в основной стойке, координации движений при ходьбе улучшалась общая кинематика движений, улучшалось психо-эмоциональное состояние ребенка и уровень повседневной деятельности.
Таким образом, применение АПК «Revimotium» позволяет комплексно и эффективно подходить к процессу формирования и коррекции двигательных навыков у детей с ДЦП в условиях реабилитационного центра.
Тренировка способствует эффективному оттачиванию движений в том контексте, в котором они должны применяться в жизни, благодаря трем ключевым элементам, необходимым для улучшения моторных функций: повторение стимуляции, сенсорная обратная связь, мотивация пациентов.
Восстановление двигательного дефицита при использовании АПК в нейрореабилитации , по данным литературы, связано с активизацией механизмов пластичности мозга, в том числе, с изменениями в первичной сенсомоторной коре и дополнительной двигательной области.
Применение игровой реабилитации дает положительные результаты, хорошо сочетается с другими методами реабилитации, способствует формированию нового двигательного стереотипа у ребенка и мотивирует его к правильной физической активности, улучшению функции, активности и участия в окружающей среде.Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Применение аппаратно-програмируемого комплекса "Revimotium" в комплексной физической реабилитации детей с детским церебральным параличом