Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA Версия для слабовидящих

Организация пространства для повышения двигательной мобильности ребенка с ограниченными возможностями в семье

Организация  пространства для повышения двигательной мобильности ребенка с ограниченными возможностями в семье

16.02.2023 11:19      Автор: Бодрова Н. А. Воспитатель, педагог-кондуктолог

Дети, с двигательными нарушениями, имеют низкую физическую активность и совершают гораздо меньший объем самостоятельных движений по сравнению с обычным ребенком. Такие дети находятся в постоянной зависимости от помощи окружающих. Находящиеся рядом взрослые, часто пытаются оградить малыша от повседневных трудностей, не дают ему проявлять активность и участие в каждодневной бытовой деятельности, что приводит ребенка к пассивности и снижению уровня активности на всю жизнь. А ведь главная задача в воспитании и обучении детей с двигательными нарушениями – убрать зависимость ребенка от взрослого, позволить ему проявлять посильную самостоятельность в каждодневной деятельности так, чтобы ребенок, вырастая, становился способным к независимой самостоятельной жизни насколько это возможно.

Деятельность, имеющая смысл, стимулирует и восстанавливает движения и мышление ребенка, зачастую, эффективней, чем рутинные занятия отдельными упражнениями и заданиями.

В настоящее время активно развивается новая специальность-эрготерапевт (эрго - труд, терапия – лечение, восстановление).

Эрготерапевт - это специалист, работа которого направлена на максимальную адаптацию человека, с утраченными и сохраненными функциям, в окружающей обстановке. Эрготерапевт помогает в максимально возможной степени восстановить способность человека к независимой жизни.

Задача эрготерапевта – помочь ребенку реализовать максимум его возможностей с учетом объективных ограничений.

Эрготерапевторганизует и структурирует пространство вокруг пациента так, чтобы тому было легко и доступно взаимодействовать с окружающими предметами, подбирает и адаптирует предметы быта, адаптирует одежду (вместо молний, шнурков и пуговиц пришивает липучки, застежки на магнитах), дает советы родителям по адаптации квартиры пациента.

 

Дети с двигательными нарушениями много времени проводят в неправильных положениях, что может приводить к неправильному физиологическому развитию и закреплению имеющихся деформаций, вывихов, увеличению контрактур (ограничение пассивных движений в суставе, то есть такое состояние, при котором конечность не может быть полностью согнута или разогнута в одном или нескольких суставах).

Всего этого возможно избежать, если вовремя начать использовать технические средства реабилитации как заводского изготовления, так и самодельно изготовленные.

Средства реабилитации помогают:

·        правильному позиционированию ребенка в течение дня. Особенно это необходимо детям с низким уровнем двигательных возможностей. Для избежания развития вторичных нарушений (контрактур, вывихов в тазобедренных суставах) детям со спастикой   необходимо находиться в течение дня с разведенными в тазобедренных суставах ногами. Если ребенок плохо удерживает голову в положении сидя, необходимо использовать кресло со специальными фиксаторами у головы. Если ребенок плохо удерживает тело - то нужно использовать опору для сидения со специальными удерживающими ремнями в области тела;

·        компенсировать физические ограничения ребенка. При помощи, например, коляски дети пробуют активно использовать сохранные движения в руках для управления колесами, тем самым не ограничивая себя в перемещении в пространстве;

·        стимулировать и облегчать самостоятельные движения ребенка. Разнообразные ходунки и ортопедические трости способствуют самостоятельному передвижению детей;

·        правильному физиологическому развитию детей. Все ортопедические приспособления для сидения, передвижения детей оснащены необходимыми фиксаторами, поддерживающими тело ребенка в правильном физиологическом положении, тем самым препятствуя ухудшению физиологического состояния детей, усталости мышц;

·        оказывать помощь и приносить реальное облегчение родителям в ежедневных манипуляциях по уходу и передвижению ребенка.

1. Подбор необходимых индивидуальных средств при ежедневных занятиях, а также в период отдыха и игр ребенка.

Вертикализаторы для поддержки детей. Предназначены для обучения навыкам вертикального стояния детей, позволяютудерживать вертикальное положение без посторонней помощи. Представляют собой конструкцию, в которой ребенок закрепляется в вертикальном положении с помощью ремней и страховочных поясов. Также в вертикализаторах предусмотрены боковые упоры, в некоторых случаях спинной прижим и навесной столик. Кроме того, многие современные модели могут изменять угол наклона, а передвигаются за счёт предустановленных колёс. Во время нахождения в вертикализаторе ребенок может выполнять многие повседневные задачи – например, играть или обучаться. Для ребенка с двигательными нарушениями вертикализатор используется для отработки стойки в вертикальном положении, развития опорности ног, профилактики развития контрактур в суставах, дисплазии тазобедренных суставов. Вертикальное положение тела физиологически важно для нормального функционирования внутренних органов. Полезно влияет на формирование чувства равновесия и на улучшение координации движений.

Различают передние (переднеопорные) и задние (заднеопорные) вертикализаторы.

Передний вертикализатор — устройство, находясь в котором пациент опирается на живот. Большинство вертикализаторов относятся к переднему типу.
Задний вертикализатор (с обратной опорой) — вертикализатор, находясь в котором пациент фиксируется на опоре под спину и постепенно поднимается из положения лежа. Назначается 
пациентам с серьезными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, а также не способным самостоятельно держать голову.

Важно, чтобы в вертикализаторе возможно было регулировать угол подъема. Постепенное изменение угла наклона дает возможность тщательно контролировать подъем в вертикальное положение с учетом реакции ребенка на возрастающую нагрузку на нижние конечности. 

Время нахождения в вертикализаторе зависит от цели применения данного средства. Обычно это от 10-15 минут до 30 минут 2 раза в день, но иногда это время должно быть индивидуально подобрано. Начинать необходимо с нескольких минут стояния (меняется кровообращение, сосуды ребенка должны привыкнуть). Могут начать болеть мышцы (как после тренировки).

Стулс правильной и удобной фиксацией тела и конечностей ребенка.

Стул позволяет тренировать удержание головы, формировать правильную осанку и закреплять навык сидения. По необходимости для фиксации ребенка нужно использовать головные и грудные упоры, фиксаторы ног и стоп. Для занятий и развивающих игр нужно использовать съемный столик. Если у малыша ДЦП легкой формы и он может самостоятельно сидеть, опираясь на руки, то для него больше подойдет низкий стул, чтобы ноги находились в упоре на полу. Но если голова и туловище постоянно запрокидываются назад, то обязательно нужно подобрать хорошее сиденье, имеющее специальную спинку, и устройстводля поддержания головы. Если ребенок заваливается вбок, то нужны специальные боковые поддержки. В правильно подобранном кресле или стуле ребенок сидит комфортно и не соскальзывает, не виснет на ремнях, не заваливается вбок или вперед, и при этом он свободно дышит, двигает руками, и может делать глотательные движения.

Опоры для сидения ребенка используются для постепенной адаптации детей из положения лёжа в положение сидя, способствуют правильной осанке. Устройство обеспечивает надежную стабилизацию и безопасность ребенка. Ребенок фиксируется в напольном сидении, с разведенными и выпрямленными ногами, что обеспечивает профилактику контрактур, мягкое растяжение спастичных мышц, удерживание правильного положения тела. Устройство позволяет ребенку играть, участвовать в кормлении.

Подставкиразличной высоты и длины, используемые под спину и стопы ребенка, позволяют детям, умеющим сидеть самостоятельно на стуле, стабилизировать позу, поддерживать чувство уверенности, фиксировать опорность ног и спины.

Использование разнообразных валиков и подушечек для правильной фиксации тела в разных исходных положениях.

В положении лёжа на животе можно использовать подушку-подкову, которая укладывается под грудь ребенка. Края «подковы» хорошо поддерживают ребёнка по бокам, не дают ему завалиться в сторону. Ребенок может опираться на локти, руки находятся у него перед глазами. В положении удобно лежать, опираться на руки, следить за окружением.

П-образная подушка позволяет в положении лежа на спине, удобно поддерживать тело ребенка, снимая нагрузку на позвоночник. Тело ребенка не «растекается».

В положении на боку, нога немного закидывается на подушку, подушка придерживает и не дает ребенку заваливаться назад. При этом добиваемся равномерного распределения веса тела по поверхности, устраняя патологические деформации тела ребенка.

П-образная подушка позволяет контролировать положение на боку, на спине и, при необходимости, на животе. Преимуществом является то, что не обязательно поднимать ребенка и переносить его из кровати, а затем укладывать в подушку: есть возможность «подложить» подушку под ребенка прямо в кровати.

Т-образные подушечки используются для разведения бедер ребенка и снятия спастики в ногах. Подушка используется для сгибания и разведения ног пациента в положении лежа на спине и на боку. Это положение помогает принять и поддерживать симметричную позу и оптимально распределять вес, а также препятствует сползанию пациента к изножию кровати. Способствует оптимальному разведению бедер в положении лежа на спине и лежа на боку.

2. Подбор необходимых средств   для передвижения ребенка

Индивидуальные кресла-коляски.

Инвалидное кресло, или кресло–коляска – это средство передвижения ребенка по дому и на улице.

В первую очередь, выбор зависит от его предназначения. Если ребенок может на нем передвигаться без посторонней помощи, выбирают кресло-коляску, которой ребенок может управлять самостоятельно. Такие коляски, как правило, имеют большие боковые колеса, которыми ребенок может управлять как самостоятельно, так и при помощи взрослого.

Исходя из способа передвижения, инвалидные коляски бывают:

1.     Механические - приходят в движение посредством толкания (самим ребенком, либо взрослым).

Такие кресла еще называют активными, т.к. ребенок способен сам управлять таким креслом.

2.     Электрические – которые приводятся в движение при помощи аккумуляторов. Они очень удобны, так как обладают достаточно большой скоростью, маневренностью, управляются с помощью кнопки, расположенной на подлокотнике.

 

3.     Если ребенок будет передвигаться только с посторонней помощью, для него подбирают кресло-каталку. Поэтому у каталок нет больших приводных колес, а для передвижения пациента необходима помощь другого человека.

Все модели кресел должны быть оснащены всеми необходимыми фиксирующими опциями: спинкой с изменяемым углом наклона, страховочными ремнями на пояс и плечи, абдуктором, боковыми опорами и опорами для головы.

Подбор кресла еще зависит от требуемых фиксирующих устройств, исходя из того, какую часть тела ребенок может поддерживать

Ортопедические ходунки.

Если физически ребенок в состоянии ходить, но ему сложно держать равновесие, оптимальным решением являются ходунки. Находясь внутри четырехопорной рамы ходунков, оснащенных колесами со стояночным тормозом и фиксирующими ремнями, ребенок может двигаться вперед и в стороны, но не назад, что предотвращает опрокидывание конструкции. Некоторые модели ходунков для детей с ДЦП снабжены тканевым сиденьем для отдыха. Ходунки и различные опоры для ходьбы используются как для обучения хождению, так и для ежедневных тренировок равновесия в положении стоя. 

Ортопедические палочки и трости обеспечивают надежную опору для детей, активно осваивающих навыки самостоятельной ходьбы, для поддерживания равновесия.

Брусья тренируют навыки ходьбы, поддерживают вертикальное положение, задают направление движения. Дают возможность тренировки ходьбы боковым шагом, тренировки ходьбы с препятствиями.

Индивидуальные   артезы и лонгеты, ортопедическая обувь. Помогают поддерживать правильное положение конечности, фиксировать суставы в нужном положении, снижают нагрузки, предупреждают переутомление, укрепляют связочно-мышечный аппарат и устраняют болезненности.

3. Подбор необходимых столовых приборов для успешного развития навыков самообслуживания.

Специальные столовые приборы: тарелка на присосках, ложка с утолщенной или изогнутой ручкой, бокал с двумя ручками по бокам, не скользящие и не бьющиеся столовые приборы.  

Так же целесообразно использовать тарелки с достаточно высокими бортиками для успешного и самостоятельного зачерпывания пищи самим ребенком.

Адаптация среды позволяет максимально приспособить ее к нуждам ребенка с двигательными нарушениями и этим расширить его возможности. В специально оборудованной среде, учитывающей потребности и ограничения ребенка и предлагающей ему те двигательные задачи, решить которые он в состоянии, происходит ежедневная тренировка его двигательных навыков без постоянного обращения за помощью к родителям. Это позволяет ребенку расти и развиваться.

Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Организация пространства для повышения двигательной мобильности ребенка с ограниченными возможностями в семье

Возврат к cписку публикаций