Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA Версия для слабовидящих

БРТ в комплексном лечении детей с синдромом нарушения активности и внимания (СДВГ)

25.12.2018 14:33      Автор: Врач рефлексотерапевт Маматова Вера Александровна

Актуальность проблемы.

В настоящее время синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ) (МКБ-10)  входит в число важнейших проблем детской неврологии. Широкая распространенность заболевания, которая составляет 5-10% детской популяции, высокая коморбидность с различными расстройствами детского возраста,  рост встречаемости данной патологии   привлекает   внимание широкий круг специалистов для разработки новых и адекватных лечебных методов, направленных на повышение эффективности реабилитационных мероприятий.

Учитывая наличие различных специалистов в нашем Центре, участвующих в реабилитационном процессе, аппаратуру с помощью, которой возможна диагностика и лечение пациентов, неоднократные курсы реабилитации, дающие возможность качественно отслеживать динамику в лечении детей – все это вместе является хорошей базой для поиска и эксперимента новых методов в лечении детей с СДВГ.

Этиологические факторы СДВГ.

1.      Перинатальные факторы

 Это полиморфный синдром. Возникновение СДВГ обусловлено незрелостью формирующегося организма, и в особенности центральной нервной системы (ЦНС), наиболее чувствительной к вредным воздействиям. Повреждениям мозга на ранних этапах развития могут предшествовать нарушения,  основными из которых являются: недоношенность, морфофункциональная незрелость, гипоксически-ишемическая энцефалопатия, недостаточный вес ребенка, преждевременные роды, физические и эмоциональные травмы матери во время беременности и родов.

2.Генетические факторы

 Отмечена высокая частота встречаемости симптомов СДВГ в детстве у родителей детей, страдающих данным заболеванием. Гиперактивность является врожденной характеристикой наравне с особенностями темперамента.

3.Социально-психологические факторы

Наряду с незрелостью центральной нервной системы (ЦНС) существуют социально-психологический фактор, ведущий к СДВГ, например, недостаточное образование родителей, неполная семья, деформация материнского ухода, алкоголизм, наркомания, депрессия.,

4.Пищевые факторы

Особый интерес привлекает влияние пищевых факторов и несбалансированного питания на проявления симптомов СДВГ. Дефицит магния, цинка, йода, железа способствуют возникновению или усилению симптомов СДВГ.

Диагностика СДВГ

Диагностика основывается на международных критериях, включающих перечни наиболее характерных и четко прослеживаемых признаков данного расстройства.

1.      Возникают до 8 лет

2.      Выявлены в двух сферах деятельности или более (в школе, дома, в труде, в играх)

3.      Не обусловлено психотическими, тревожными, аффективными расстройствами

4.      Вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию

5.      Наличие невнимательности, гиперактивности и импульсивности, не соответствующих возрастной норме

6.      Расстройство школьных навыков ( письма, счета, чтения)

7.      Расстройство чаще встречается у мальчиков.

Относительная распространенность среди мальчиков и девочек от 3:1 до 9:1.

 В 30-70% случаев синдромы расстройства переходят во взрослый возраст, высок риск развития асоциальной психопатии, алкоголизма и наркомании.

  Первые признаки СДВГ проявляются уже в период новорожденности нарушением ритма сна и бодрствования, повышенная возбудимость, общее беспокойство. В возрасте 3 лет, когда происходит активное развитие речи, памяти и внимания, проявляется отставание в нервно-психическом развитии. В характере детей с СДВГ появляется непослушание, упрямство. К 5 годам  разворачивается клинический полиморфизм структуры синдрома. Главными проявлениями синдрома СДВГ являются нарушение способности ребёнка контролировать своё поведение, повышенная отвлекаемость, неустойчивость внимания, импульсивность и гиперактивность. При нормальном уровне интеллектуального развития присоединяются когнитивные нарушения, тревожные расстройства, страхи, утомляемость, двигательные расстройства по типу тикозных гиперкинезов. Часто наблюдается энурез, энкопрез. В возрасте 6-9 лет проявляется заниженной самооценкой, вспыльчивостью, агрессивностью. Всё это существенно влияет на процессы обучения и адаптации ребёнка в коллективе.

Цель работы.

      Определить эффективность экзогенной БРТ для лечения детей с СДВГ.

Основная идея применения резонанса в медицине заключается в том, что при правильном подборе частоты лечебного воздействия можно усиливать физиологические или ослаблять патологические колебания в биологической системе.

В методе экзогенной БРТ лечение осуществляется воздействием одной или набором определенных частот, значения которых подобраны экспериментально и апробированы в лабораторных и клинических условиях. В экзогенной БРТ преимущественно используются переменные или импульсные магнитные поля

БРТ в отличие от большинства известных методов физиотерапии, не связан с нагревом тканей, что позволяет отнести этот метод к «лечебным факторам малой интенсивности».

Воздействие на пациента может осуществляться электрическим током (контактно) с помощью металлических электродов или магнитным полем (бесконтактно) с помощью индукторов, петель, поясов.

Механизм лечебного действия экзогенной БРТ обусловлено внесением внешнего сигнала электрической или электромагнитной природы в организм, который вызывает в нем ответную реакцию. При этом частота внешнего сигнала вызывает в организме ответную реакцию в том случае, если внешний сигнал обладает тенденцией к взаимодействию с большим числом ритмических  процессов, т.е. к синхронизации.

Частота внешнего сигнала (синхронизирующая) влияет на частоту организма (синхронизируемую), осуществляется кодирование, перенос информации, что способствует формированию лечебного эффекта.

Методы и оборудование: В лечении данной группы пациентов мы использовали терапевтические возможности аппаратуры Центра «ИМЕДИС»:  «МИНИ-ЭКСПРЕС-ДТ» с программным обеспечением.  Метод вегетативно-резонансного тестирования (ВРТ).

Собственные исследования.

Под наблюдением и лечением находилось 215 детей дошкольного и школьного возраста с синдромом СДВГ.

Из них девочек 56 (26%), мальчиков 159 (74%),

 детей от 3 до 7 лет девочек 51  мальчиков 144

старше 7 лет 20 детей девочек 5, мальчиков 15

Все дети имели отягощённый анамнез внутриутробного развития и наблюдались с диагнозом перинатальная энцефалопатия на первом году жизни. В момент поступления на реабилитацию, в большинстве случаев,  это последствия перинатальной энцефалопатии в виде синдромов гипервозбудимости, нарушение активности и внимания, гиперкинетического синдрома, вегето-сосудистой дистонии, синдрома внутричерепной гипертензии, энуреза, энкопреза.

 Помимо консультации невролога, всем детям было проведено комплексное обследование, которое включало в себя:

1.      Электроэнцефалография (ЭЭГ)

2.      Диагностика по методу вегетативного резонансного теста «ИМЕДИС»

3.      Психологическое исследование, направленное на оценку интеллекта и эмоционально-волевой сферы

4.        Логопедическое обследование у детей с нарушением в развитии речи

5.      Психиатр

6.      Сурдолог

На момент начала лечения все дети получали медикаментозное лечение в виде ноотропной и седативной терапии, посещали логопедические занятия, групповые или индивидуальные занятия психолога.

В неврологическом статусе у 191 ребенка (89%) отмечалась рассеянная очаговая микросимптоматика; оживление сухожильных рефлексов с расширением рефлексогенных зон, гипергидроз ладоней и стоп, похолодание кистей рук и стоп, «мраморность» кожи.  У 13 (6%) мальчиков наблюдались тикозные гиперкинезы по типу моргания, подёргивания плечами, покашливания. Нарушение речи выявлено у 157(73%) детей в виде общего недоразвития речи, дизартрии. 23 (11%) ребенка страдали энурезом, у 3 из них отмечался энкопрез.

В ходе психологического тестирования выявлены значимые конфликтные переживания и  нарушения в эмоционально-волевой сфере, нарушения в позновательной сфере, трудности в приобретении учебных навыков, расстройства памяти, слабость мыслительных процессов при нормальном уровне развития интеллекта, нарушение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Все дети прошли тестирование по методу  ВРТ «ИМЕДИС-ТЕСТ».

В 87% случаев у детей тестировались  психовегетативные нагрузки  III-IV степени, психические  нагрузки II-III-IV ст, у 27 (13%) детей психические нагрузки тестировались 6-8ст.     Психическая нагрузка или психовегетативная -  это  результат  длительного воздействия психотравмирующего фактора на организм ребенка, приводящего к возникновению патологических расстройств со стороны различных органов и систем.

В 81%  случаев тестировалось напряжение вегетативной нервной системы, что подтверждается отягощенным  перинатальным анамнезом.

 Более чем у половины детей (76%) выявлены указания на напряжение I-IV cт. или истощение I-III иммунной и эндокринной систем, а в анамнезе у таких детей имелись различные соматические нарушения: аллергические реакции, дискинезия желчных путей, хронический тонзиллит, бронхиальня астма, экзема и др.

  Всем детям  проводилось диагностическое электроэнцефалографическое исследование с визуальной оценкой ЭЭГ и спектрального анализа до или в начале лечения БРТ и после лечения,  через  3-4 месяца,

Регистрация электроэнцефалограммы осуществлялась с помощью 19-канального электроэнцефалографа «Нейрон-Спектр-3».

Анализировались 10 пятисекундных отрезков ЭЭГ, где для каждого  из основных ритмов  вычислялись средние величины по частоте, амплитуде и индексу.

В 15% случаев не выявлены отклонения от нормы.

 В 85% случаев в  динамике учитывались изменения биоэлектрической активности головного мозга в фоновой записи, при фотостимуляции и гипервентиляции, при открывании и закрывании глаз.

В результате анализа ЭЭГ до лечения обнаружилось преобладание бета-ритма в лобно-центральных и височных отведениях, альфа-ритм представлен слабо модулированным, несколько деформированными и высокоамплитудными участками.

Региональные отличия стерты, искажены наслоениями быстрой и, в большей степени, медленной активности.

На фоне ритмической фотостимуляции усвоение ритма на предлагаемых частотах оказалось нечетким.

 В ряде случаев регистрировались  вспышки волн альфа и тета-диапазона с генерализованными пароксизмами высокоамплитудных медленных волн на фоне гипервентиляции (7%).

Все эти изменения биоэлектрической активности головного мозга, регистрируемой до лечения, свидетельствовали о незрелости функционального состояния нейронов коры головного мозга и наличии явлений раздражения.

У детей младшего возраста (до 7лет) обращает на себя внимание заключение о незрелости коры головного мозга при отсутствии очаговых изменений, типичных форм эпилептической и пароксизмальной активности. Результаты ЭЭГ в возрасте старше 7 лет демонстрируют в большинстве случаев наряду с диффузными изменениями БАМ признаки дисфункции срединно-стволовых структур.

Применялись терапевтические воздействия:

Основное направление применения терапевтического воздействия -  это снятие психических и психовегетативных нагрузок.

Для этого использовалась:

1.Экзогенная биорезонансная индукционная терапия.

Одним из видов экзогенной БРТ является индукционная терапия - воздействие физиологическим частотным спектром, который представлен: Бета-ритмом, Альфа-ритмом, Тета-ритмом, Дельта-ритмом на электромагнитные поля головного мозга и служит стимулом для их нормализации и восстановления.

Применялись в лечении устройства для магнитной терапии (УМТ) «петля» с фиксацией  на голове, интенсивность во время сеанса от 10ед. до30 ед. учитывая возраст ребенка. Чаще по результатам тестирования использовались программы: альфа-ритм (Р1), покоя (Р5), детская программа (Р7), церебральная (Р15), обучения (Р16), запоминания (Р17), мышечной релаксации (Р20), волны Шумана (Р22), стресса (Р8), программа сна (Р6, Р18).

2.Экзогенная биорезонансная терапия фиксированными частотами.

Применялась бесконтактная терапия переменным магнитным полем при помощи (УМТ) «петля» с фиксацией в области головы от 10ед. до 30ед. Использовались программы заболеваний центральной нервной системы и психики: (Е97) асоциальное поведение, (Е2) бессонница, (Е58) заикание, (Е34) страх, (Е22) церебрастенический синдром, (Е29) депрессии и т.д.

Полученные результаты:

1.Положительная динамика была выявлена у 206(96%) детей.

Не отмечалось провоцирование гипервозбудимости действием индукционных программ.

2.Наилучшие результаты были достигнуты в группе детей прошедших 3-4 курса лечения с интервалом  между курсами 2-3 месяца

3.При контрольном тестировании отмечалось снижение психической и психовегетативной нагрузки до I-II степени.

4.Положительный эффект терапии подтверждался улучшением  показателей биоэлектрической активности  мозга: После лечения на ЭЭГ  в 100% случаев отмечалось улучшение в виде снижения индекса бета-ритма в теменных и височных отведениях, увеличения  индекса альфа-ритма в затылочных отведениях. Альфа-ритм стал белее регулярным, более модулированным с меньшим числом наслоений в виде быстрой и медленной активности. Также наблюдалось ослабление явлений раздражения коры головного мозга.

5.Эффективность терапии отмечали и родители детей: снижение гиперактивности и импульсивности, уменьшение страхов, улучшение внимания, настроения, сна, снижене нарушения игровой деятельности, повышение работоспособности.

Выводы:

Из всего изложенного можно сделать выводы, что использование метода экзогенной терапии, программы индукционной терапии частотами ритмов головного мозга значительно повышает эффективность медико-психолого-педагогической реабилитации детей с СДВГ.

Процесс реабилитации детей с СДВГ длительный, трудный для всех специалистов, и, не всегда завершенный. Однако  значительная положительная динамика  позволяет сделать большой шаг к социальной адаптации этих детей.

Пластичность нервной системы ребенка и способность к компенсации нарушенных функция обуславливают важность раннего начала комплексной реабилитации детей с СДВГ, что позволит предупреждать возникновение отклонений в развитии.

БРТ позволяет ускорять процессы реабилитации детей с СДВГ.

Результаты анализа ЭЭГ в динамике на фоне лечения детей позволяют предположить возможность воздействия данного метода как на корковые структуры (снижение ирритации, индекса медленноволновой активности), так и на подкорковые структуры (генерализованные разряды высокоамплитудных медленных волн).

Таким образом, данные проведенного исследования свидетельствуют об изменении биоэлектрической активности головного мозга у детей с СДВГ на фоне БРТ.

Электроэнцефалографическое исследование позволяет установить положительный эффект и при необходимости в зависимости от изменений   корректировать лечение.

Возврат к cписку публикаций