Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA Версия для слабовидящих

Основные особенности развития речевой функции у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в раннем возрасте

Основные особенности развития речевой функции у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в раннем возрасте

29.03.2023 09:17      Автор: Плотникова Е. В. Логопед

Ранним возрастом ребенка считается период его развития с 1 года до 3 лет. Это то время, когда он активно исследует и познает окружающий мир. В этот возрастной период происходит много изменений как в психологическом, так и в физическом развитии малыша. Родителям необходимо обращать внимание на важные моменты и создавать благоприятные условия для успешного освоения новых навыков во всех областях деятельности детей. Большинство малышей к году уже начинают ходить, перед ними открывается огромное количество возможностей для исследования мира. Следует иметь в виду, что все, с чем малыш взаимодействует в это время, является средством его развития как психического, так и физического. Основная деятельность ребенка на  данном этапе - предметная. Малышу нравится играть не только с игрушками, но и с различными другими предметами, которые попадаются ему в руки; он постепенно осваивает ту или иную функцию предмета.

Ранний возраст является сензитивным периодом для усвоения речи. Интенсивная подготовка к такому усвоению происходит еще в младенчестве: у ребенка формируются основы фонематического слуха, отрабатывается произнесение речевых звуков, наконец, возникает понимание и произнесение первых слов, что расширяет возможности его общения со взрослыми. И вот именно в тот период, когда ребенок активно осваивает окружающие его предметы, изучает их функции, у него появляется постоянная потребность в самостоятельной речи. Ведь очень многие вещи нельзя объяснить только с помощью жестов, мимики и движений.

У детей с задержкой психического развития в раннем возрасте отмечается замедленный темп речевого развития. Связано это со сниженным уровнем интеллектуальных способностей.

Импрессивная речь детей с ЗПР характеризуется недостаточностью дифференции речевого восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов.

В процессе формирования экспрессивной речи, рассматривая вопрос раннего возраста, этим детям характерна бедность словарного запаса, несформированность грамматического строя речи, низкая речевая активность.

Исследования таких ученых,как В. И. Лубовский, Р. Д. Тригер,показали, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности в вербализации своих действий.

Формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающем мире. Учитывая это, особенности словарного запаса детей раннего возраста с ЗПР отражают своеобразие познавательной деятельности, ограниченность их представлений об окружающей действительности.

Замедленный темп овладения речью, речевые нарушения отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, тем более на малыша с ЗПР, на эффективность его обучения. Своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей раннего возраста с ЗПР способствует развитию мыслительной деятельности, социальной адаптации ребенка, является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.

Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Основные особенности развития речевой функции у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в раннем возрасте

Возврат к cписку публикаций