Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA Версия для слабовидящих

Закономерности эмоционального развития у детей раннего возраста

Закономерности эмоционального развития у детей раннего возраста

27.03.2023 10:09      Автор: Чуприна Т.В. Медицинский психолог

Влияние отношения матери к еще неродившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Любовь, с которой мать вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывает влияние на развивающуюся психику ребенка.

Ребенок, рождаясь, имеет хорошо развитые рефлексы (инстинкты), буквально считывает состояние матери (тембр голоса, резкость движений, пульс, сердцебиение). Эти показатели служат ориентирами, на которые младенец настраивается. Огромное значение имеет то, под что подстраивается ребенок.

Уже в первые дни жизни ребенок  криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с неудовлетворенной потребностью в пище, сне, тепле (спазмы в кишечнике).Почти каждая мама знает, отчего беспокоен малыш – мокрый, голоден или что-то болит. Но бывает, что мать так устала или встревожена, что не воспринимает высказывания своего ребенка и его послания остаются не понятыми. Отношение матери с любовью и отношение с раздражением запускают разные процессы развития мозга. Из-за постоянных стрессовых  состояний мамы, ребенок настраивается на стрессовую схему гормональных выбросов, что формирует достаточно низкий иммунитет, неспособность к механизмам переработки стресса.

Импульсы, которыми сопровождается дискомфорт, не могут быть выражены в виде гнева, грусти или вины, а ошибочно перенаправляются в тело.   Поэтому так важно для малыша спокойствие и уверенность в себе мамы, дающее ему ощущение надежности. Так реализуется первичная потребность ребенка в стабильности и эмоциональном комфорте (Э.Эриксон,1992г).

Спокойное выражение лица или улыбка, выражающие ровное настроение или положительные эмоции, появляются позднее – в конце первого месяца жизни. Улыбка может возникнуть спонтанно, например, во сне, при зрительном сосредоточении, или в ответ на обращенные ласковые слова, укачивание. Постепенно формируется более сложная эмоциональная реакция, которая характеризуется двигательным оживлением при появлении взрослого. Такое оживление наблюдается  со второго месяца жизни и сопровождается сосредоточением взгляда ребенка на лице склонившейся матери, улыбкой, беспорядочными движениями рук и ног, негромкими возгласами.В основе развития этой стороны взаимодействия лежит врожденная избирательная сензитивность младенца к социальным стимулам – лицу взрослого, его мимике, голосу, интонации, предпочтение говорящего и выразительного лица.  В 3-4 месяца у детей появляются качественно новые эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданные воздействия (предъявление новой игрушки), беспокойство (тревожность) при физическом дискомфорте (усиление беспорядочных движений, зажмуривание глаз, плач), расслабление при комфортном состоянии. Главным этапом в эмоциональном развитии является формирование умения узнавать мать и радоваться ее приходу. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но настораживается при  виде незнакомого человека. Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, улыбается ему, то настороженное внимание сменяется радостью. К 7-8 месяцам беспокойство и негативизм усиливается при появлении незнакомый людей, если при этом отсутствует мать.                                                                                              

Показателем динамики эмоционального развития является не только нарастание интенсивности положительных реакций младенца, но и увеличение и усложнение его активной включенности в материнские импровизации (ожидание, возобновление контакта, проявления удивления и восторга).

В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый активный ребенок. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводит к замкнутости, угрюмости и плаксивости ребенка.

Второе полугодие жизни ребенка традиционно характеризуется переходом к общению, строящемуся на основе общего интереса и совместных со взрослым действий с предметами (М.И. Лисина, 1978г.).Ребенок с удовольствием включает взрослого в свою активность, переживание общего удовольствия в непосредственном эмоциональном общении дополняется совместным переживанием впечатлений от сенсорных свойств предметов и действий с ними, что является основой совместно разделенного внимания – первого шага в обеспечении возможности  совместно разделенного действия и в будущей произвольной организации ребенка взрослым.

Второй год жизни ребенка – это вновь перемены, новый опыт, удивительные переживания, стремительное развитие. Встав на ноги и научившись ходить, ребенок впервые ощущает себя самостоятельным существом. Вдохнув воздуха свободы, он настойчиво начинает бороться за свои права. Ничто не проходит мимо его внимания: животные, птицы, транспорт, игрушки, новая одежда – всё это очень важно для малыша, мозг получает новую информацию, которая необходима для его развития. Взрослые должны чутко реагировать на все переживания ребенка, радоваться вместе с ним, сочувствовать при огорчениях, помогать ему понять причину того или иного переживания, выразив его словами. Следует осторожно и внимательно относится к своим словесным обращениям, оценкам, необходимо избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Малыша в этом возрасте нельзя заставить быть внимательным, но заинтересовать его можно многим. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении. Он протестует против управления собой и каких-либо ограничений. Это есть кризис первого года жизни, который сопровождается конфликтностью, неустойчивостью и противоречивостью.

Сложности адаптации, которые испытывает ребенок в это критическое время, проявляются в том, что он, оставшись один, попадает под власть силовых воздействий окружающего сенсорного поля (К. Левин). Новые динамические «полевые впечатления» начинают захватывать ребенка настолько, что это временно мешает развитию его взаимодействия со взрослыми.

Выход из первого аффективного кризиса возможен наиболее безболезненно, если взрослый не перекладывает вину на ребенка и чувствует, что трудности его организации создает его непосредственная захваченность динамикой окружающего поля. В этом случае он не вступает в конфликт ни с малышом, ни с полевыми тенденциями, а скорее использует их, пытаясь переключить внимание ребенка в правильном направлении.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Им свойственно заряжаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.

Пение птиц, распустившийся цветок, солнечное утро, аромат цветущих деревьев, первый снежок, темные тучки и другие природные явления – все это наполняет нашу жизнь красками, нужно научиться видеть такие приятные мелочи вокруг, уметь показывать их ребенку и учить любить жизнь во всем ее многообразии. А что касается проблем и неприятностей … весь вопрос в том, умеем ли мы на них грамотно реагировать. А это уже задача родителей.

При приближении к кризису трех лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого. В такой ситуации вероятна эмоциональная вспышка. Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности,  вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослого действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. (И.Ю Кулагина).

В данном периоде у ребенка обостряется внимание к собственным телесным ощущениям, к эмоциональным  проявлениям окружающих. Интерес к собственному телу абсолютно нормальный этап  в развитии. А область половых органов очень богата нервными окончаниями и. касаясь ее, ребенок испытывает новые ощущения. При длительном дискомфорте, излишней строгости, ограничении активности,  могут появиться навязчивые движения с половыми органами, теребением волос, сосанием большого пальца и другие аутостимуляции.

Это своеобразная компенсация  и проблемы эмоционального контакта с родителями, которые могут нарастать при недостатке должного внимания. Важно не заострять внимание на неестественных движениях, ребенок делает это неосознанно и если пытаться запретить их совершать путем давления, то это только усугубит эмоциональное состояние малыша. Неадекватное реагирование со стороны близких может вызвать в ребенке еще большее волнение и испуг. Клинической предпосылкой является повышенный уровень возбудимости, которая может возникнуть из-за патологии беременности.  Вторичные, патологические стереотипы возникают при нарушениях развития нервной системы ( аутизм, умственная отсталость, синдром Ретта, сенсорные нарушения). В таком случае, лечение навязчивых движений основано на терапии основного расстройства.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить важность постоянного позитивного взаимодействия ребенка раннего возраста с близкими людьми, в первую очередь, с матерью, которая является посредником и организатором практически всех его контактов со средой. От ее эмоционального благополучия, уверенности и положительного отношения к жизни зависит благополучие эмоционального развития ребенка первых трех лет жизни. От характера эмоционального отношения значимых взрослых к ребенку, адекватности их эмоциональных реакций на поступки и зависит обретение им чувства независимости, самостоятельности, как психологического новообразования раннего возраста, его эмоциональное благополучие и  соматическое здоровье.

Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Закономерности эмоционального развития у детей раннего возраста

Возврат к cписку публикаций