Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA Версия для слабовидящих

Стимуляция речевой активности у детей раннего возраста, с использованием различных комплексных методик по развитию речи

Стимуляция речевой активности у детей раннего возраста,  с  использованием различных комплексных методик по развитию речи

24.03.2023 10:33      Автор: Михайлова В.М. Логопед

Показатели нормального речевого развития детей 2-3 лет.

Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.

Лингвистическое воспитание ребенка должно начинатся рано и в первые годы Ребенок черпает свои первые основные конкретные представления из окружающей среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.

Для того чтобы развивалась речь, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх, и результаты наблюдений отражать в слове.

Речь развивается и проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребенка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание , так и на структуру речи.

Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети до двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году, обычно, все дети начинают охотно и много говорить.

В два года ребенок должен уметь:

- выполнять просьбы взрослых, состоящие из 2-х частей (сходи в кухню и принеси чашку);

- понимать значение простых предлогов (положи на стол, сядь на диван);

- пользоваться фразой из 2-4 слов;

- понимать обобщающее наименование однородных предметов (любой стул-это стул);

- словарный запас 200-400 слов, преимущественно обозначающих предметы игровой и бытовой тематики;

- в речи появляются звуки: сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н.

Втригодаребенокдолженуметь:

- называтьсвоеимя, пол, возраст, выполнятьзаданиятипа (положикубикподшкаф, положикубиквкоробку);

- называтьцвета, формупредметов;

- обобщать предложения из 3-х и более слов, использовать множественное число существительных и глаголов;

- выполнятьдвухступенчатуюинструкциютипа: «Сначалавымоемруки, затембудемобедать»;

- словарныйзапас 500 словивыше, умеетупотреблятьвречисоюзыипредлоги;

- в речи появляются звуки: фь, вь, с, з, хь, л, ч, щ;

-говоря, рассказывать свои впечатления, мысли. Понимать несложные сюжетные картинки.

 

Освоение речи изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и легкое приспособление к среде. Таким образом, речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, кругозор, помогает общаться с окружающими, осознавать правила поведения.

 

Отклонения в развитии речи детей 2-3 лет.

Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В отдельных случаях может замечаться несоответствие норме, отставание в развитии каких-либо речевых функций, и родителям стоит знать на что следует обратить внимание , не выжидать, пока все образуется само собой. Существуют определенные неблагоприятные факторы, мешающие нормальному процессу овладения необходимыми речевыми умениями, и родителям следует о них помнить и, по возможности, устранять как можно быстрее.

Что же должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи детей в возрастном периоде с 2 до 3 лет:

- на протяжении всех месяцев с двух до трех лет словарный запас малыша не развивался, либо пополнился всего лишь несколькими словами;

- ребенок не понимает обращенную речь;

- понимание речи присутствует, пассивный словарь увеличился, но не переходит в активный, т.е ребенок не говорит;

- малыш не выговаривает большое количество звуков. В этом возрасте ребёнок ещё может неправильно произносить многие звуки (свистящие, шипящие, а также «р» и «л»), но если есть дефекты в строении речевого аппарата, то будет наблюдаться общее недоразвитие речи;

-ребенок разговаривает на «своём» языке, похожем больше на длинные лепетные цепочки. У неговорящих детей может наблюдаться «мычание»;

-резко аграмматичная фраза или отсутствие фразовой речи при сохранном слухе и интеллекте;

-на фоне ускоренного развития речи наблюдаются нарушение плавности речи из-за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата;

- очень быстрый темп речи, частые повторения слогов, напоминающие заикание, но без судорог.

В любом из этих случаев ребёнок будет нуждаться в коррекционных занятиях.

Стимуляция речевого развития детей 2-3 лет.

Занятия для развития речи в раннем возрасте должны быть динамичными, при этом длительность каждого из них, независимо от формы проведения, не должна превышать 10-15 минут. Работа ведется комплексно и включает в себя:

* Развитиеартикуляционноймоторики.

Насколько четко и правильно говорит ребёнок, во многом зависит от развития его артикуляционной моторики, то есть точности движений языка, губ, щек, нижней челюсти. Поэтому малышам полезно тренировать эти мышцы. Лучше всего проводить такие тренировки в игровой форме. Занятия по развитию артикуляционной моторики у детей 2-3- летного возраста должны носить подражательный характер. С помощью таких специальных упражнений укрепляются мышцы органов артикуляции и звуки появляются быстрее и звучат более чётко.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка подразделяются на:

1) Динамические (ритмичное многократное повторение одного и того же упражнения ) -вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость («Часики», «Качели», «Футбол», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Чистим зубки»).

2) Статические - упражнения, направленные на выработку правильной артикуляционной позиции («Бегемот», «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Грибок»).

*Мимическаягимнастика.

Такая гимнастика способствует пониманию ребёнком эмоциональных состояний человека (радость, огорчение, гнев и т. д.), а также дает возможность охарактеризовать вкус разных продуктов (горький,кислый и т. д.).

*Формированиеречевогоифизиологического (неречевого) дыхания.

Упражнения, развивающие объем и длину выдоха полезны для здоровья, а также, с их помощью малыш готовится произносить длинные фразы и осваивать большинство «сложных» звуков-свистящие,шипящие, звук «р».

Неречевое дыхание осуществляется через нос, состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох и выдох происходят через рот, вдох менее продолжительный, чем выдох.

Обучая детей правильному физиологическому и речевому дыханию, необходимо придерживаться принципа-от простого к сложному. Дети раннего возраста делают упражнения по подражанию или сопряженно (вместе со взрослым).

- Научите малыша дуть на одуванчик, перышко, пушинку. Губы ребёнка должны быть округлены и вытянуты вперёд.

- Разрешите малышу немного похулиганить! Порвите несколько листов бумаги на мелкие кусочки и положите их на стол. Предложите ребёнку одним выдохом сдуть все бумажки со стола.

- Наполните таз или ванную водой, пустите в плаванье бумажные кораблики или легкие игрушки и попросите ребёнка подуть на них, контролируя силу и направленность выдоха.

- Пускайте вместе с ребёнком мыльные пузыри. Это буде весело и полезно: малыш будет тренировать силу своего выдоха.

- Игра на различных духовых музыкальных инструментах: дудки, губная гармошка, флейта.

-Надувание воздушных шаров или задувание свечек на торте.

Для одновременной отработки речевого дыхания и произнесения гласных звуков применяются такие игровые приемы:

Скажи как:

- девочка плачет- а-а-а (длительное произнесение);

- мышонок смеётся- и-и-и;

- воет волк- у-у-у;

-мальчик плачет- о-о-о;

- малыш плачет- уа-уа-уа;

-дети заблудились — ау-ау-ау.

*Формированиеправильногопроизношенияизолированныхзвуков.

На этапе появления звука очень важно закрепить его правильное произнесение, для чего ребенку можно предложить побыть комариком,пчёлкой, лягушкой, мышонком и показать, как поёт комарик (з-з-з-з), пчёлка (ж-ж-ж) и т. д.

Для закрепления звуков, уже появившихся в речи, детям можно предложить произносить вслух чистоговорки. Полезно составлять такие чистоговорки, в которых наряду с отработкой нужного звука были бы представлены разные грамматические формы слов.

Примеры чистоговорок с грамматическими формами:

                         Т                                         Х,ХЬ

         От-от-от- полосатый кот.               Ха-ха-варится уха.

         Та-та-та-увидели кота.                   Хи-хи-нет у нас ухи.

*Развитиеслуховоговосприятия.

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны развивается восприятие обычных звуков, с другой стороны- восприятие речевых звуков, т.е формируется фонематический слух. Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физиологический ( неречевой)слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.

- Детям очень нравится играть с музыкальными инструментами, и можно это использовать для развития слуха. Возьмите барабан, дудку, губную гармошку, трещотку и продемонстрируйте малышу, какие звуки они издают. Затем попросите ребенка отвернуться и угадать, на каком инструменте вы играете.

-"Быстро-Медленно". Правила игры просты: вы бьете в барабан,меняя темп ударов-то быстро, то медленно, а малыш внимательно слушает заданный темп и взависимости от него меняет свои действия: бегает под быстрые удары, и марширует под медленные.

- "Стук-стук". Ударьте в барабан несколько раз и попросите ребенка ударить столько же раз, сколько и вы. Если он еще не умеет считать, предложите ему ударить в барабан один или много раз.

-"Мишка-топтыжка". Покажите малышу, как интересно играть с плюшевым медвежонком, озвучивая его косолапую походку барабанными ударами.

                   Мишка идет медленно:

топ(удар)-топ (удар)-топ (удар).

А теперь побежал быстро-быстро:

топ-топ-топ-топ-топ-топ.

*Развитие выразительности речи, т.е способности говорить высоким или низким, тихим или громким голосом, голосом с различной интонационной окраской (вопросительной, восклицательной,повествовательной).

Голосовой аппарат ребенка 2-3 лет ещё недостаточно окреп.Малыш не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шёпотом или, наоборот, крикливо. Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с разной громкостью.

Для того, чтобы речь ребенка была яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи. Это полезно не только для развития голоса, но идля формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.

Примеры упражнений:

-поощряйте ребенка, когда он пытается имитировать различные звуки: гудок машины, звонок в дверь, звонок телефона, а также звуки, которые издают животные и птицы. Попросите малыша показать, как лает собака, мяукает кошка, каркает ворона, кричит петух. Такие игры- имитации развивают силу и высоту голоса, выразительность речи. Прекрасно,если ребёнок сопровождает такими вокализациями игры с паровозиком, машинкой, пистолетом, мягкими игрушками, телефоном.

- Учите малыша говорить низким и высоким голосом.Попросите показать как лает большая собака, а как маленькая; как рычит большой медведь и как лопочет маленький медвежонок. Голоса членов семьи тоже отличаются. Пусть ребёнок изобразит, каким голосом говорит мама, папа, бабушка , дедушка.

- Лото с картинками, на которых изображены предметы, издающие те или иные звуки, поможет малышу запомнить названия действий, которые производят эти предметы. Например: дождь-капает,стучит,шумит, барабанит;

                            -собака-скулит, лает, рычит;

                            -ветер-воет, гудит, свистит;

                            -барабан-стучит,гремит,бьет.

* Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика в этом возрасте усложняется; упражнения для развития тонких движений пальцев проводятся самостоятельно по подражанию,а не при помощи взрослого. Взрослый произносит потешку и выполняет упражнения, а ребенок смотрит на движения пальцев взрослого, слушает потешку у пытается выполнить упражнение сам.

*Обогащение словарного запасапроисходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качества, действий, процессов и др.) .Усваиваемые детьми слова делятся на две категории :

- пассивный словарь ( слова, которые ребенок понимает, но не употребляет);

- активный словарь ( слова, которые ребенок понимает и активно,сознательно употребляет в речи).

В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь.Это происходит лишь в том случае, когда оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.

Развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности:

1. Бытовая деятельность.

Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. Естественность ситуаций в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводит к тому, что ребенок быстрее запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.

2.Трудовая деятельность.

В ранние годы жизни ребенка труд преобразуется в игру.

Для этого необходимо учить самому простому- самостоятельно одеваться и раздеваться, мыть руки с мылом, вытирать их насухо, убирать игрушки, протирать пыль, расставлять стулья, выполнять несложные поручения взрослых..

3. Игровая деятельность.

    - Словесные игры-это показ предметных, сюжетных картинок, иллюстраций. Рассматривание сопровождается речевым образом, пояснением, рассказом, с постановкой вопросов, многократным проговариванием слов. Предметные картинки служат для уточнения названий предметов, признаков ( петух, петушок, большой, красивый, у него гребешок, бородка, клюв,хвост).

     - Дидактические игры с картинками.

      " Кто где живет?" (домашние и дикие животные).

     " У кого кто?" . Дети помогают мамам найти потерявшихся детенышей.

     - Подвижные игры.

4. Восприятие художественной литературы. Книга в таком возрасте прочно входит в число привлекательных игрушек. Она и должна быть похожа на игрушку: объемная (книга-панорама) раскладушка, большого формата, с крупными , красочными картинками.Важно, что читать: народные сказки с повторяющимися действиями, чтобы ребёнок лучше понял содержание, усвоил лексику,запомнил грамматические формы. Как раз по возрасту стихотворные сказки К.И. Чуковского и стихи С. Я. Маршака, они воспитывают чувство рифмы, расширяют кругозор и развивают те или иные грамматические формы.

 

* Развитие грамматического строя речи.

Развитие грамматического строя речи осуществляется одновременно с развитием пассивного и активного словарного запаса ребенка и формированием правильного звукопроизношения, но, так как третий год жизни- это время активного становления фразовой речи, работа над грамматически правильным оформлением фразы должна стать ведущей в данном возрасте.

Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть необходимыми и доступными ему грамматическими навыками, нужно использовать разнообразные приемы. Один из ведущих приемов- беседа по сюжетной картинке. Взрослый задает ребеку вопросы, отвечая на которые он должен употребить ту или иную грамматическую форму. Прекрасный дидактический материал в виде сюжетных картинок- это иллюстрации к сказкам.

Какие вопросы нужно задавать, чтобы закрепить в речи двух-трехлетних детей грамматические формы?

В первую очередь, надо начинать с имен существительных, поскольку они составляют больше половины слов детской речи, а также и потому, что с изменением существительных изменяются и другие части речи:прилагательные ( по числам, родам и падежам), глаголы прошедшего времени ( по родам и числам).

Например, по картинкам к сказке «Репка» удобно обратить внимание на формы винительного падежа без предлога. Для этого задают вопросы:

- Что посадил дед?

- Кого позвал дед ?

- Кого позвала бабка ? И т. д.

*Развитие связной речиу детей 2-3 лет.По отношению к детям этого озраста можно говорить лишь о подготовке детей к рассказыванию. Дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей. Описать предмет, игрушку ребенок сможет, только опираясь на вопросы взрослого. При совместном рассматривании игрушки взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки: мишка большой, плюшевый, у него есть голова, туловище, лапы. На голове ушки, нос, глаза, рот. Затем спрашивает: «Какой мишка? Что есть у мишки? Покажи,где у мишки лапы». Во время рассматривания игрушка находится в руках у ребенка. Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа, так как у детей преобладает наглядно-действенное мышление.

Примеры описания предметов можно найти и в потешках,народных песенках. Обращается внимание на постоянные эпитеты, которые даются ребенку в качестве речечвого образца.

   Петушок,петушок,

   Золотой гребешок,

   Масляна головушка,

   Шелкова бородушка.

 

Рекомендации родителям по развитию речи детей 2-3 лет.

Навык правильной речи приобретается в семье. То,что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:

1. Ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода, при этом почаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.

2. Поощряйте любые попытки ребенка заговорить : ваш мыш начнет разговаривать тогда, когда вы захотите его слушать.

3. Говорите с ребенком медленно, громко, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком. Важно, чтобы дети слышали речь ясную и логически последовательную. Не переходите на "детский язык" сами и не разрешайте делать этого другим взрослым.

4. Уделяйте ребенку побольше времени; будьте почаще рядом с ним, в пределах его досягаемости.

5. Каждый день читайте малышу. Не раздражайтесь, если придется много раз читать одну и ту же книгу, которую он особенно полюбил.

6. Не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно.

7. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

8. Не сравнивайте малыша с другими детьми.

9. Заботьтесь о постепенном расширении социальных связей детей.

Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Стимуляция речевой активности у детей раннего возраста, с использованием различных комплексных методик по развитию речи

Возврат к cписку публикаций