Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA Версия для слабовидящих

Преодоление оптико-моторных нарушений у детей с ОВЗ посредством специально организованных дефектологических занятий в условиях ГБУЗ СО ТЛРЦ «Ариадна»

Преодоление оптико-моторных нарушений у детей с ОВЗ посредством специально организованных дефектологических занятий в условиях ГБУЗ СО ТЛРЦ «Ариадна»

22.03.2023 09:00      Автор: Швецова М.И. Учитель-дефектолог

Цель  данного направления работы-преодоление дефицитов развития у детей с ОВЗ при формировании навыков графомоторики.

Задачи:

·        Создавать у детей предпосылки к овладению навыками изобразительной и конструктивной деятельности, осуществлять подготовку руки к письму,формировать навыкиграфомоторики.

·        Совершенствовать зрительно- моторную координацию, развивать мелкую моторику и стереогноз.

·        Формироватьоптико-пространственные представления.

·        Совершенствовать когнитивные функции: праксис и гнозис, мышление, внимание, память, речь детей.

·        Профилактика и предупреждениедисграфии и дислексии у младших школьников.

Условия для реализации поставленных задач.

Процессуспешного формирования навыков графомоторикиобеспечивается выполнением ряда условий:

·        развитая общая и мелкая моторика;

·        сформированный оптико-пространственный гнозис и праксис как на неречевом, так и речевом уровнях;

·        достаточный объем внимания и памяти;

·        сформированная предметная деятельность, произвольное поведение и самоконтроль;

·        развитое наглядно-действенное или образное мышление.

У детей с ОВЗ становление и развитие всех психических функций и систем идет своеобразно.

Изучение истории аномального развития детей помогает выявить причины и время наступления поражения центральной нервной системы,понять в каких условиях рос и воспитывался ребенок и как эти условия повлияли на развитие ребенка.

Чаще всего отмечается запаздывание в сроках созревания и нормального функционированияотдельных структур и систем головного мозга. И это,в дальнейшем, может вызывать определенные трудности в процессе обучения ребенка в школе.

Так, становление двигательных навыков у детей с умственной отсталостью  идет с большим опозданием. На ранних этапах развитияуних задерживается прямостояние. Такие дети позже начинают ходить, бегать, прыгать,а в более старшем возрастеотмечается скованность,неловкость,плохая координация,неполный объем движений, а также недостаточная их управляемость (произвольность).

У детей с нарушениями анализаторов, опорно-двигательного аппарата, слуха или речинавыки формируются искаженно, дефицитарно.

Дефицитарное развитие-особый способ формирования психики: одни ее стороны могут оставаться относительно сохранными, другие-повреждаться, третьи-отставать или задерживаться.Навыки формируются длительно, зачастую частично или неполностью,вследствие  сбоя в работе анализаторов и их систем.

При планировании и отборе содержания обучения, дефектологу  необходимо учитывать эти и другие особенности детей.

Для успешного формирования навыков графомоторики важно развивать зрительно-моторную координацию.

Понятие о зрительно- моторной координации.

Это особенная способность человека, с помощью которой ему удается одновременно использовать руки и глаза при выполнении различных действий. Также она известна под названием координации в системе «глаз – рука».

Зрительно-моторная координация -сложная когнитивная способность. Глаза помогают координировать  внимание, помогают мозгу устанавливать положение тела в пространстве,  учитывая множество факторов, программировать и совершать определенные целенаправленные  действия.

Зрительно-моторная координация дает нам возможность осуществлять согласованные действия глаз и рук.

Зрительно-моторная координация поддается тренировке, как и другие способности человека. В процессе выполнения упражнений нейронные связи укрепляются  и  совершенствуются, а  значит,структуры мозга работают быстрее и эффективнее.

Анализ специфических ошибок детей с различными формами ОВЗ.

1.                     Дети –логопаты.

·        «Зеркальное» письмо.

·        Складывание разрезных картинок  в положении «вверх ногами».

·        Трудности узнавания и определения расположения частей  при анализе образца и совмещении частей рисунка(матрица Равена).

·        Раскладывают серию сюжетных картинок,предметов по возрастанию и убыванию признака, осуществляют пересчет предметов в обратном направлении (справа – налево).

·        При достаточно сформированной ориентации в частях (сторонах) тела,не умеют определять положение предмета в пространстве по отношению к себе и, тем более, по отношению к  другому  человеку.

·        Затрудняются двигаться в указанном направлении или производить движения руками в нужную сторону.

·        Не понимают инструкции,содержащие предлоги: над,под,между.

·        Моторнонеловки, не умеют правильно работать с карандашом, не соблюдают строку при письме. Зачастую элементы букв несоразмерны или отсутствуют.

·        Пишут буквы и цифры снизу - вверх.

2.                Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

·        Нет координации «взгляд –рука».

·        Не могут совместить части разрезных рисунков,сложить матрешку.

·        Работают одной сохранной рукой,не пытаясь помочь себе второй рукой, даже если  нет выраженных двигательных нарушений. Нет скоординированных движений обеих рук.

·        Не могут захватить и удерживать предметы,изменить их местоположение,передвигать и переставлятьигрушки.Затрудняются при ловле и прокатывании мяча.

·        Нет ориентировки в частях (сторонах) тела человека.

·        Не могут произвольно проводить линии,не видят строки. Не могут правильно распределить пальцы на карандаше.

·        Нарушена тактильная чувствительность, стереогноз, как правило, с одной стороны.

·        Затрудняются выполнять простейшие манипуляции с предметами: снять кольца с пирамидки, достать мелкие предметы из емкости, открыть или закрыть баночки крышками, захватить шнурок, вдеть его в бусины,работать с мозаикой.

·        С трудом овладевают навыками самообслуживания: не умеют шнуровать, застегивать и расстегивать  пуговицы и молнии, не умеют держать ложку и кружку.

·        Не могут пересчитывать предметы, расположенные нелинейно.

·        Испытывают трудности при сравнении двух и более объектов, с целью нахождения одинаковых или отсутствующих элементов.

3.                Дети с парциальной недостаточностью когнитивного компонента и дети с недоразвитием познавательной деятельности.

·        Имеют трудности моторного характера: движения нецеленаправленные,хаотичные.

·        Нарушен стереогноз.

·        Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности мозга ведет к трудностям соотнесения предмета и его изображения. Из -за нарушения зрительного гнозиса затрудняются выполнять задания на соотнесение предметов и их контуров, выделять заданные предметы в шуме, находить недостающие части целого.

·        Не могут безобразца  или показа способа действия собрать разрезную картинку более  чем из трех частей, выложить счетными палочками буквы. Используют метод наложения ичасто действуют методом проб и ошибок.

·        Не могут пересчитать предметы, не сформирован указательный жест, они механически передвигают палец, не синхронизируя его со словом без контроля зрения.

·        Не понимают инструкцию, содержащую указание на пространственное расположение предметов.

·        Рисунки примитивны и схематичны, часто отсутствуют значимые элементы, например, на лице нет рта, носа и т.д.  Не умеют располагать рисунок на листе.

·        Имеют костное инертное мышление, что также сказывается на формировании навыков графомоторики.

Приемы и виды работы по преодолению оптико-моторных нарушений.

1.     Ориентировка в частях (сторонах) тела.

Формирование понимания правильного расположения частей тела и лица, понятие о правой и левой руке.  Для этого предлагается рассматривать себя в зеркале и на фото. Сравниватьизображениялюдей и животных с целью нахождения и показа частей тела. Нахождение и показназванных частей лица, тела и рук на себе и игрушке-кукле. Использование наручных (игрушечных) часов и браслетов на руке,как стимуладля ориентирования в сторонах тела.

2.     Ориентирование в пространстве в положении « от себя».

 Поможет игра «Аэродром». Ребенок встает между разложеннымина полу самолетиками четырех цветов (справа, слева, впереди и сзади). Предлагается определить, где красный самолет или какой самолет впереди. Также подходит игра «Куда пойдешь и что найдешь».

3.     Ориентирование в положении «от другого предмета».

Игры «Кто идет впереди», «Пилоты» –движение в указанном направлении. Игра «Угадай предмет по его расположению»  - что находится слева от стола.

4.     Ориентирование на листебумаги, тетради, в альбоме.

Формируем понятие: право-лево, верх -низ,середина листа. Применяем продуктивные виды деятельности: аппликации,схемы,рисунки с различным расположением на листе. Важно сформировать понятие красной строки.

Для линейного пересчета можно использовать условные обозначения, например,условные метки, на которые накладывают счетный материал. Четко слева направо и без пропусков используем метод наложения и только при условии усвоения данного способа действия, переходим к использованию метода приложения и соотнесения.

5.     Игры на развитие мелкой моторики.

Игры с мозаикой. Игры с мелкими игрушками-животными или любым раздаточным материалом. Расстановка по величине или группировка по однородности в две корзинки. Игры с пальчиками, шнуровками, пальчиковым театром. Игры с бизибордами, стационарными лабиринтами, прищепками. Игры с бусинами и счетными палочками.

6.     Упражнения для развития тактильного гнозиса.

Игры типа «Чудесный мешочек» формируют способность распознавать на ощупь предметы и поверхности,структуру материалов. Позволяют принимать тепловые и болевые сигналы. Детям предлагаются муляжи овощей-фруктов, геометрические тела и детали конструктора, большие и маленькие предметы. Упражнения в определении формы предметов, сделанных из палочек, колечек и другого подручного материала. Упражнять детей в счете «наощупь».  Определять материал, из которого сделаны предметы (дерево, резина, железо) и качество этих предметов (колючие, гладкие и др).

7.     Для  формирования конструктивного праксиса.

Удобно использовать методики: пирамидки, доски Сегена,  разрезные картинки,  сборно-разборные игрушки и различные виды мозаики и конструктора. Проводить упражнения в непредметном конструировании по образцу, по памяти, с предварительным анализом местоположения деталей.

8.     Для развития внимания и наблюдательности.

Игры с карточками и картинами «Найди одинаковый предмет», «Чем отличаются картинки», «Отметь отличия фишками», «Корректурные пробы».

Важно, чтобы при выполнении такого рода заданий, ребенок придерживался принципа линейности (соблюдал строку).

9.     Формировать графомоторные навыки.

Учить рисовать, используя трафареты и шаблоны.Рисовать и обводить узоры и орнаменты с помощью взрослого или самостоятельно. Учить рисовать по клеточкам.Учить работать с карандашами и ручками.

Заключение.

Если данные и многие другие аналогичные упражнения  включать в ежедневные занятия, проводить их целенаправленно и систематически,  то у всех категорий детей, независимо от  причины ОВЗ, отмечается положительная динамика.

Оптико-моторные нарушения нивелируются, и уже к концу дошкольного обучения дети готовы к обучению в школе. У них успешно формируются навыки графомоторики, а значит, они не будут иметь трудностей в дальнейшем, при обучении чтению и письму.

Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Преодоление оптико-моторных нарушений у детей с ОВЗ посредством специально организованных дефектологических занятий в условиях ГБУЗ СО ТЛРЦ «Ариадна»

Возврат к cписку публикаций