Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA Версия для слабовидящих

Коррекция Фонетико- Фонематических нарушений у детей с ОВЗ. Коррекционная логопедическая работа

Коррекция Фонетико- Фонематических нарушений у детей с ОВЗ. Коррекционная логопедическая работа

20.03.2023 09:30      Автор: Климова Е. М. Логопед

Дети, приходящие на лечение в наш Центр, за курс реабилитации получают до 10 индивидуальных занятия.

Если у ребенка нарушение звукопроизношения и фонематического слуха присутствует в структуре Общего Недоразвития Речи, то, как правило, такие дети находятся на регулярных коррекционных занятиях в специализированных Дошкольных Учреждениях. Моя работа заключается в поддержании полученного результата и улучшении работы органов артикуляционного аппарата, увеличении объема движений и их точности.

Работа минует подготовительный этап, с которого как правило и   начинается коррекция Фонетико- Фонематического Нарушения речи.

Безусловно, кроме развития фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения, в свою работу я включаю развитие определенных знаний об окружающем, соответствующую лексику, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

При впервые выявленном нарушении работа начинается с подготовительного этапа.

Задачами на данном этапе будут:

1.     Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематической готовности:

- игры на концентрацию и переключаемость по речевым инструкциям;

- рисование по инструкции;

-выполнение действий по инструкции;

- загадки в пространстве:

Взрослый описывает предмет, который находится в комнате по признакам и ряд действий, которые можно с ним выполнять. При богатом словарном запасе можно чередовать выполнение задания с ребенком (например:этот предмет стеклянный, он подвешен к потолку. Его нельзя потрогать руками. Он дарит нам свет. (Люстра)).

- игры- рифмовки для формирования фонематической готовности:

                  -рифма подходит по смыслу;

-исключи смысловое несоответствие;

-со зрительной опорой по картинке- взрослый меняет последовательность, а ребенок находит несоответствие;

- загадки - обманки- ребенок слушает рифму, но вставляет правильное слов(Серый шарик только тронь, всех уколет серый…(конь), а нужно (Еж)).

2.     Устранение недостаточности развития речевой моторики путем проведения подготовительных упражнений, возможно предварительное проведение логопедического массажа для нормализации тонуса мышц органов артикуляционного аппарата.

3.     Психологическая готовность ребенка к коррекционным логопедическим занятиям.

Каждое занятие начинается с формирования мотивации ребенка, с позитивного подкрепления успеха, настроя на совместную работу.

Мы вместе с ребятами стимулируем интерес через наградные наклейки, через разрешение поиграть в игры, вызывающие интерес у ребенка.

На занятиях активно используются разнообразные игрушки, с которыми дети играют с удовольствием, например- вызывание сонора Р- это запуск мотора у самолета и машины, вызывание Ш- это игра с гигантской змеей, издающей данный звук.

Часто записываю детей на видео, а затем совместно просматриваем и обсуждаем то, как выполнил задание малыш, какие неточности допустил и вместе корректируем ошибки.

Если ребенок психологически готов к логопедическим занятиям, достаточно замотивирован, активно сотрудничает со взрослым на занятиях, выполняет все инструкции логопеда, то   подготовительный этап можно опустить и начать работу непосредственно по коррекции звукопроизношения.

Развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ.

Работа по развитию и коррекции фонематического слуха проводится в несколько этапов.

1       этап. Узнаем и различаем неречевые шумы.

Мы можем издавать шумы звучащими предметами- погремушки, шумящие баночки с крупами различного размера и плотности.

Можем слушать на компьютере разные звуки улицы, шелест листвы, шум транспорта, слушать бытовые шумы дома и в кабинете- шум воды, бульканье воды в чайнике. Здесь сразу можно подключитьзвуковое и речевое подкрепление-например, звук воды- С, шелест листвы Ш и прочие.

2       этап.  Различаем на слух темп, ритм, громкость и высоту голоса (работа над фонационными характеристиками).

*Конечно, это «звуковые дорожки» - рисуем фломастером дорожки разной     длины и, проводя пальчиком по ним, пропеваем звуки длительно и коротко.

*«Имитация» - воспроизводим звуки громкие- гудок паровоза, парохода, сигнал автомобиля, и тихие- шелест листьев, скрип листьев, бульканье воды.

*Низкие голоса- медведь, слон, и высокие- писк мыши, и прочих.

*«Рассказывание сказок по ролям» -сказки с разнообразными персонажами, с имитацией их голоса по тембру.

3       этап. Узнавание и различение слов, близких по составу.

*Предметная картинка - сумка.

Задание: хлопни в ладоши, если услышишь правильное слово- думка- хумка- сумка- щумка- сумка.

*Предметная картинка- кот.

 Задание: хлопни в ладоши, когда я неправильно назову слово- кот- ком-тот- кот- тот- рот-кол.

*Из ряда картинок, близки по звучанию, я называю по одной не

 по порядку и ребенок показывает: суп- сук- жук- мак.

*Определение рифмы, слов похожих по звучанию: любовь- морковь- кот- лиса (любовь- морковь).

*Затем удалить лишнее слово, звучащее не в рифму: любовь- морковь- дом- кровь (лишнее дом).

4       этап. Умение различать слоги.

*Работа по определению лишнего слога из слогового ряда: ба-па-ба.

*Просим ребенка проговорить за взрослым цепочку слогов: змея ползет- ша- фа- ша- ша;

насос свистит- су- сы- су- су;

львенок поет- ля- ли- ли- ли.

*Взрослый начинает слово, называя картинку, а малыш договаривает:Ры… (ба), ру…(ка), само..(лет) и пр.

*Просим ребенка подобрать слова в рифму к цепочке слогов:ра-ра- гора, га- га- нога, ши- ши- камыши.

Данный этап формирует звуковое мышление ребенка. Малыш начинает обращать внимание на разнообразие звукового мира, думать и подбирать вариант ответов. Данный этап является самым любимым детьми.

5       этап. Это базовый этап.

Он необходим для формирования способности отличать вызываемый звук от прочих звуков речи (Р. Е. Левина 1968г.).

Перед началом вызывания заданного звука необходимо:

а) уметь выделять заданный звук среди далеких по звучанию и артикуляции: например, звук С- хлопни в ладоши, если услышишь звук С из ряда называемых звуков- А, О, С, Б, У, С;

б) уметь выделять заданный звук среди близких по артикуляции и звучанию: например, звук С – хлопни в ладоши, если услышишь С из ряда называемых звуков- С, Ш, Ч, Щ, Ц, С:

в) уметь отличать правильное звучание вызываемого звука среди искаженных (например, С –боковой звук, смягченный)

Слово- сумка- сюмка (смягченный) - щумка (боковой) –фумка(межзубный)

6       этап. Развитие фонематического и звуко-буквенного анализа.

На данном этапе коррекционная работа очень интересная и разнообразная.

Этот вид работы всегда начинает мое занятие с детьми по коррекции звукопроизношения как в начале вызывания звука, так и в процессе автоматизации.

В работе применяю цветные камушки, фишки. Работа проводится на цветном ковре в пространстве кабинета.

*«Игра с цветными фишками»

Я произношу звуки, а ребенок выкладывает в определенной последовательности цветные ряды: О, ОА, АОУ, УАЫУ, ЫААЫ, ЫЫАОАУ и прочие.

О-синий

А-красный

У-зеленый

Ы-оранжевый

Данный этап важен для успешного обучения грамоте. На моих занятиях ребенок обучается:

-отличать длинные слова от коротких по звуковому составу:

Экскаватор- Жук- Коза (самое длинное, самое короткое);

-прохлопывать слова по слогам-определять количество слогов в заданном слове:Са-Мо-Лет, выкладывание количество фишек на каждый слог;

- научается выделять начальный звук в слове:Утка, Астра, Облако и прочие;

   -определяем последний звук в слове: коТ, жуК, мылО;

- показывает из ряда картинок только те, которые начинаются на заданный звук, затем заканчиваются на заданный звук;

- договариваем слово, используя зрительную опору, вставляя пропущенный звук в конце слова: пау..(к),  забо..(р);

-отрабатываем умение составлять слово из заданных звуков:

а) при проговаривании звуков по порядку, например, (М) (А) (К)- мак;

б) при проговаривании звуков в разбивку. Если ребенок уже умеет читать, то можно опираться на буквы: (М) (К) (А)- мак.

Тоже самое задание можно проработать и со слогами:

а) собрать слово из слогов, проговаривая их по порядку, можно использовать зрительную опору (для отработки уже не применять зрительное подкрепление), например

(бу) (сы)- бусы

(со) (ба) (ка)- собака;

б) затем собираем слово из слоговых цепочек, исключая лишний слог, например

(у) (но) (ши)- уши

(са) (мо) (ви) (лет)- самолет.

В возрасте 6 лет с ребятами провожу работу над звуко- буквенным анализом. У детей формируются предпосылки к овладеванию чтением.  Для предупреждения фонематической дислексии и дисграфии необходимо сформировать навыки анализа и синтеза языковых единиц. Данная работа включает в себя следующие приемы:

1.     Определение гласного в прямом и обратном слоге: это цветовое поддержание, прописывание или нахождение в буквенном ряду звуков.

2.     Определение первого, второго, третьего слога в слове.

На данном этапе выкладываем слоги из азбуки; можем прописывать в заданные квадраты; работа с буквами и графическими схемами слова.

3.     Определение лишнего слога в слове, например: Пи-Пы-Пи-Пи

4.     Определение главного звука в прямом слоге.

5.     Определение порядка звуков в слове.

6.     Составление слов из слогов.

Коррекция фонетических нарушений.

Работа по коррекции нарушения звукопроизношения начинается с  артикуляторной готовности к вызыванию звуков. Готовность я определяю с того момента, когда у ребенка:

1)     Сформировано представление о вызываемом звуке-

уточнена его артикуляция, ребенок может описать словами, где живет заданный звук, например, кончик языка поднимается за верхние зубки и упирается в бугорки, я начинаю дуть на кончик язычка и поэтому он дрожит и получается звук Р.

Малыш выделяет этот звук из множества других, как близких, так и далеких по звучанию, определяет его наличие и правильное нахождение в слове- в начале, в середине или в конце.

2)    У ребенка сформирована достаточная готовность мышц органов артикуляционного аппарата.

3) Сформирована направленная воздушная струя и сила голоса.

Готовность мышц органов артикуляционного аппарата определяется путем умения удержать заданную позу, умения переключаться с одной позы на другую.

Как правило, при наличии дизартрии в любой степени ее проявления, этот этап может занимать достаточное количество времени.

Наилучшей моей помощью будет логопедический массаж и проведение пассивной артикуляционной гимнастики.

Применяя различные техники (ручной, аппаратный, зондовый), я помогаю ребенку лучше ощутить свои мышцы, насытить их движениями, и в процессе занятия ребенок, обучаясь сначала вместе со мной, пытается повторить, а затем самостоятельно перевести их в активные движения.

Активная артикуляционная гимнастика является обязательной составляющей частью логопедического занятия. После общей статико- динамической разминки выполняется комплекс упражнений для нарушаемых звуков, например, для выработки основных движений органов артикуляционного аппарата сонора Л- «Наказать непослушный язычок», «Вкусное варенье», « Индюк», « Лошадка», « Приклей конфету».

Поговорим немного о нарушении строения органов артикуляционного аппарата, точнее, об устранении этой причины Фонетического Недоразвития речи.

*Укорочение подъязычной уздечки.

Как правило для вызывания звуков верхнего подъема нам необходим достаточно свободный и активный кончик языка. При близком прикреплении уздечки к свободному кончику, что вызывает натяжение его и раздвоение, необходима обязательная резекция у хирурга- стоматолога.

В моей практике неисполнение данной рекомендации приводит к формированию искаженного артикуляционного уклада звуков верхнего подъема- вибрант Р становится боковой, шипящие- боковые, либо нижние.

В остальных случаях возможно растягивание подъязычной уздечки путем логопедического массажа.

Данный вид работы оттягивает получение скорого результата и работа с механической дислалией занимает более длительное время, чем могла бы.

*Нарушение прикуса

Не все виды нарушений прикусов влияют на нарушение звукопроизношения. При первичном выявлении нарушений строения зубочелюстной системы ребенка необходимо направить его на консультацию к врачу-ортодонту.  Исправление прикуса -это длительный процесс, требующий ортодонтического лечения. Логопедическую коррекцию можно начинать с использования вестибулярной пластинки, которая выполняет роль заслонки в случае открытого прикуса. Иногда постановка звуков проводится с тем, что имеем и при невозможности дальнейшей коррекции делается перерыв. Ребенок приходит в более позднем возрасте с подготовленной костной основой (в момент исправления прикуса, после протезирования зубов).

*Формирование направленной воздушной струи

Обучаем ребенка делать хороший вдох носом. Необходимо объяснить, чем дыхание или речевой выдох отличается от направленного дутья. Выдох- это широкая рассеянная струя- так дышит уставшая собачка, а направленная воздушная струя- узкая и остренькая. Для зрительного контроля используем ватные шарики, мячик от пинг–понга и прочее.

Для увеличения объема легких и удлинения речевого дыхания делаем упражнения в пространстве:

-вдох- поднимаем руки;

-выдох- группируемся, опуская руки.

Здесь можно подключать голосовые проговаривания, слоговые цепочки и проговариваем автоматизированный звук.

Для развития силы голоса используем следующие приемы:

-проговаривание гласных как эхо- А-А-А-А;

-согласные щелевые, усиливая силу голоса и продлевая их произнесения;

-словесный ряд слов, близких по звучанию от тихого до громкого: дата-вата-хата-мята;

-простые предложения проговариваем за логопедом отраженно: Вова кидает комок в яму;

-рифмовки и скороговорки, исключая сложные звуки (сначала тихо, потом громко):Дядя Тихон ходит тихо, тихо ходит дядя Тихон;

-работа по изменению высоты силы голоса- игры по ролям.

Далее приступаем к непосредственному вызыванию базового звука из группы нарушенных звуков.

Термин «вызвать звук» означает получить правильное, нормативное звучание звука изолированно. В каждой группе звуков существует базовый- основной, от артикуляции которого вызываются звуки, близкие к нему по звучанию и артикуляции.

В пособиях с картинным материалом, каждое изображение соотносится с определенным звуком, например, змея- Ш, насос С, автомобиль- Р и прочие.

Например, в группе шипящих звуков базовым является звук Ш, в группе свистящих базовый С. Базовые звуки можно вызывать 3 разными способами.

Способ 1- по подражанию.

Ребенку очень подробно описывается артикуляционный профиль нарушенного звука, зарисовывается схематично положение на момент произнесения губ, зубов и языка, а также характеризуется воздушная струя- в основном сила и ощущения.

Например, базовый звук Ш.

Артикуляционный профиль звука- губки округлые, зубки немного приоткрыты и язычок в форме чашечки поднимается за верхние зубы, на руке мы ощущает теплую воздушную струю.

Ребенок внимательно смотрит на артикуляцию взрослого и пытается самостоятельно перед зеркалом произнести этот звук. Может получится не сразу, поэтому необходимо провести ряд активных артикуляционных упражнений, подводящих к правильному положению языка, губ и зубов. Предлагается предметная картинка змея, которую озвучивает малыш.

Способ 2- с механической помощью.

При неуспешных попытках повторения я начинаю использовать разные приспособления для активной помощи малышу. Это могут быть логопедические зонды, ватные палочки, деревянные медицинские шпатели, коктейльные трубочки и прочие бытовые предметы.

Для вызывания базового шипящего звука Ш мы активно поднимаем кончик языка за зубы и просим подуть на него теплой направленной струей.

Способ 3- смешанный.

Чаще применяется данный способ. Ребенку механически оказывается помощь, а затем малыш пробует самостоятельно воспроизвести заданный звук.

Занятия по вызыванию звука могут занимать различный период по времени.

После вызывания базового начинается этап автоматизации звука.

Автоматизация проводится последовательно, путем многократных тренировок. Здесь необходимо соблюдать следующую последовательность:

*прямые слоги (Согласный +Гласный) –ША;

*обратные слоги (Гласный +Согласный) –АШ;

*между гласными (Гласный- Согласный+ Гласный) АША;

*в стечении с согласными (Согласный+ Согласный+ Гласный)ШТА;

Затем речевой материал усложняется и происходит автоматизация звука –в словосочетаниях,  предложениях, рассказах, стихотворных текстах, скороговорках.

При сложных полиморфных нарушениях звукопроизношения необходимо провести этап дифференцировки звука со смешиваемым.

Итак, можно выделить следующие общие методы по формированию правильного произношения у детей с ОВЗ:

1.     Артикуляционные упражнения.

2.     Показ или демонстрация правильной артикуляции.

3.     Опора на сохранные звуки.

4.     Механическое воздействие.

Слуховой, зрительный, тактильный и другой контроль. 

Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Коррекция Фонетико- Фонематических нарушений у детей с ОВЗ. Коррекционная логопедическая работа

Возврат к cписку публикаций