25.12.2018 12:27 Автор: Учитель-дефектолог Суроткина Надежда Алексеевна
Система помощи детям с РАС впервые начала формироваться в США и Западной Европе в середине 60-х гг. XX в.
Нужно, однако, отметить, что первая в Европе школа для аутичных детей была открыта в Дании в 1920 г., когда ни в психиатрии, ни в специальной педагогике представление о детском аутизме еще не было сформулировано. В определенном смысле предысторией становления системы помощи детям с РАС можно считать появление в конце 50-х гг. XX в. небольшого числа частных учреждений, деятельность которых основывалась на различных вариантах психоанализа.
По мнению ведущих специалистов в этом вопросе для целей реабилитации детей с РАС необходимы учреждения, в которых можно было сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую и другую коррекционную помощь.
По данным Института коррекционной педагогики и психологии РАО, при своевременной и правильной коррекционной работе 60 % аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30 % - по программе специальной школы того или иного из существующих типов и 10 % адаптируются в условиях семьи.
В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75 % детей вообще социально не адаптируются, 22% адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке), и лишь 3 % достигают социальной адаптации.
Аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.
Для детей с РАС характерны следующие особенности.
• Недостаток социального взаимодействия (предпочитает находиться в одиночестве), взаимной коммуникации (вербальной и невербальной)
• отсутствие зрительного контакта
• полевое поведение (не привлекает внимание, менее активен и требователен)
• немотивированные приступы ярости, агрессии;
• характерные нарушения речи
Причины возникновения РАС до конца не выявлены, и при этом имеющиеся в литературе данные достаточно противоречивы.
Вот лишь некоторые теории этиологии данного расстройства:
Классификации РАС
Из российских подходов к коррекции РАС известна предложенная доктором психологических наук, профессором кафедры детской и семейной психотерапии Ольгой Сергеевной Никольской, методика комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, основанная на представлении об аутизме прежде всего, как об аффективном расстройстве.
В зависимости от характера степени проявления симптомов ею было выделено 4 группы.
1 группа: наиболее тяжелая степень поражения. Наблюдается полевое поведение: ребенок бесцельно перемещается по комнате; отрешенность от внешней среды; им свойственна агрессивность. Эмоциональный контакт отсутствует, реакция слабая. Лицо выражает состояние эмоционального покоя. Речь отсутствует, хотя понимание может быть не нарушено, избегают сильных стимулов: шума, яркого света, громкой речи, прикосновений, не владеют навыками
2 группа: детям свойственна отвержение внешней среды. Им характерны многочисленные страхи, импульсивность, симбиотическая связь с матерью (нечувствительности к эмоциям других людей с повышенной чувствительностью к состоянию матери). Ребенок требует сохранения постоянства в окружающей среде. Стереотипные движения, направленные на стимуляцию органов чувств. Речь – однотипные штампы. Прогноз их развития наиболее благоприятен: при соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе.
3 группа: для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии. Уровень когнитивного развития более высок. Их речь в виде эмоционально окрашенного монолога. Отмечается противоречивость побуждений: стремление к достижению цели при быстрой пресыщаемости; Менее зависимы от матери, и в меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии взрослых. Прогноз развития благоприятен.
4 группа: является наименее тяжелой. Способны к общению, у них сохранены интеллектуальные функции. Однако речь с аграмматизмами. очень робкие, пугливые, выражена чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке. У ребенка этой группы не хватает гибкости, разнообразия поведения, часто возникают ритуальные формы поведения как защита от страхов. Круг общения ограничен только близкими. Эти дети часто бывают парциально одаренными.
В коррекционной работе с детьми с РАС применяются адаптированные зарубежные методики, среди которых наибольшее распространение получили программы, разработанные в США.
В основу коррекционной работы с детьми с РАС положены следующие принципы, обеспечивающие наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка:
- принцип принятия ребенка (реализация принципа предполагает формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок; уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, стремление в наибольшей мере развить его потенциальные возможности);
- принцип помощи
-принцип индивидуального подхода
- принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий;
- принцип сотрудничества с семьей
Для детей с РАС необходима комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, которая реализуется в нашем учреждении мультидисциплинарной бригадой специалистов. После осмотра специалистами составляется индивидуальный план реабилитации, с последующей его реализацией.
Этапы работы
1. Диагностический
2. Коррекционно-развивающий
3. Информационно-просветительский
4. Результативный
1.Диагностический этап работы.
-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка, выявление его резервных возможностей;
-изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей детей;
-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
-изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка;
-системный контроль за уровнем и динамикой развития ребенка.
2. Коррекционно-развивающий этап
-организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;
-выбор оптимальных для развития ребенка коррекционных методик, методов и приемов коррекционной помощи
-коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
-формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников.
Успешность коррекционно-педагогической работы заключается в следующем:
1. установления контакта с ребенком и, соответственно, создания условий для возникновения эмоционального взаимодействия,
2. Разнообразие предметно-пространственной среды
3. Нахождение мотивационных стимулов для ребенка
Важная составляющая методического подхода в коррекционно – педагогической работе с аутичными детьми - эмоциональное подкрепление состояния успешности.
Использующиеся в коррекционно-педагогической работе с аутичными детьми различные игры, создают особую «терапевтическую среду», расширяющую использование ребенком игрушек, помогающую поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, формирующую устойчивую совместную деятельность взрослого с ребенком, стимулирующую развитие его личности, способствующую формированию его речевых, коммуникативных и социальных навыков.
3. Информационно-просветительский этап работы
Обсуждая проблему коррекционной помощи аутичным детям, не следует забывать о том, что решать ее можно только параллельно с оказанием помощи родителям этих детей. Важно как можно раньше сформировать у родителей адекватное отношение к возможностям развития их ребенка.
В настоящее время является актуальной проблема методической разработки способов психологической коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с РАС. Родителям часто достаточно трудно осваивать способы коррекционного взаимодействия со своим ребенком. Этому препятствует их неуверенность в себе, обусловленная исходно затрудненной обратной связью с ребенком.
Формы психологической помощи семьям с аутичными детьми различны:
-консультирование родителей по проблемам воспитания и обучения (организация домашнего режима, места отдыха ребенка, коррекция его агрессивного поведения; советы о том, как играть с аутичным ребенком, как преодолевать отставание в его развитии);
- лекции, беседы, психологическая помощь
-обучающие семинары.
4. Результативный этап
Важной составляющей коррекционной работы является установление контакта с ребенком. В результате деятельности запускается механизм диалога, который способствует возникновению развернутой игры, элементов сюжета.
Расширение репертуара коммуникативных и игровых действий.
Преобладание положительных эмоций во взаимодействии со взрослым, что способствует развитию произвольного поведения в дальнейшем.
Выводы
В заключении необходимо подчеркнуть, что эффективность описанных методов и приемов коррекционно-развивающей помощи возможна только при их систематическом использовании.
Последовательная и систематическая работа по преодолению искаженности психического развития требует постоянной включенности в коррекционный процесс близких ребенка.
Характерные трудности ребенка с РАС могут смягчаться, ребенок может стать эмоционально отзывчивым, стать более выносливым и активным во взаимодействии с окружением, более гибким и спонтанным в речевом, интеллектуальном и социальном развитии.