Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA Версия для слабовидящих

Психофизическое развитие детей раннего возраста

17.12.2018 10:43      Автор: Чуприна Т.В.

В настоящее время в условиях неустойчивой социально-экономической  ситуации,  проблема здоровья детей остается актуальной. Задача развития здорового общества на сегодняшний день является приоритетной в РФ. 
В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. Раннее поражение мозга обязательно в дальнейшем проявится в той или иной степени нарушенным развитием.  
По мере созревания мозга, выявляются признаки повреждения или нарушения развития различных звеньев двигательного анализатора, а также психического, доречевого и речевого развития.
С самого рождения развитие детей происходит при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды. Огромное количество информации от органов чувств идет в наш мозг ежесекундно. Мозг должен организовать ее, выбрать наиболее важные, необходимые и отбраковать ненужные из многочисленных поступающих сенсорных сигналов. Поток нервных импульсов от органов чувств и внутренних органов определяет развитие нервной системы ребенка. 

Если ребенок родился здоровым и его сенсорная стимуляция нормальна, то у него нет проблем с развитием двигательных навыков, речи и поведения.
Для детей же, имевших в начале жизни какие-либо нарушения сенсорной стимуляции, данный процесс оказывается неэффективным или недостаточно эффективным. У таких детей развиваются различные нарушения, что приводит к дисфункции сенсорной интеграции. То, как ребенок перерабатывает окружающую и внутреннюю информацию, сказывается на развитии его чувств, мыслей и действий.
Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающей эффект.
Воздействия взрослого стимулируют психологические резервы процесса социализации. Развитие социального потенциала детей с нарушениями напрямую зависит от целенаправленной комплексной поддержки таких детей, раскрытия их потенциала в различных формах деятельности.
В провозглашенное президентом России «Десятилетие детства» особое внимание уделяется именно комплексному подходу к вопросам поиска новых эффективных форм, средств и методов  сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. 
Творческой группой нашего Учреждения была разработана авторская «Программа психофизического развития для детей раннего возраста» со спецификой интеграции сенсомоторного развития. Данное пособие разработано с целью Социализации детей раннего возраста с особенностями психофизического развития.
Перед нами были поставлены следующие задачи:
* Развитие слуховых ориентировочных реакций;
* Развитие понимания речи, мышления, памяти в процессе общения с взрослым;
* Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировки в величине, форме, цвете;
* Формирование предпосылок  для развития активной речи.
В основе Программы лежат основные принципы комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и инклюзии:
Принцип индивидуального подхода предполагает подбор таких методов и средств обучения, в которых будут учтены индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Реализация данного принципа помогает предотвратить появление «выявленной беспомощности» - феномена, когда ребенок не прикладывает собственных усилий для улучшения своего состояния, а ожидает внешней инициативы.
Принцип активного включения предполагает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную  деятельность с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
Принцип междисциплинарного подхода предполагает применение комплексного подхода к определению и разработке средств и методов….
Принцип вариативности в организации процессов воспитания и обучения предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е.  необходимых развивающих и дидактических пособий, безбарьерной среды.
Принцип ориентации на зону ближайшего развития.
Вышеперечисленные принципы ориентированы:
­на личность ребенка и создание условий для его психофизического, социального развития;
­на свободное сотрудничество специалистов, родителей и детей;
Основным подходом к реализации Программы является комплексный подход, обеспечивающий одновременное воздействие на все сферы развития ребенка (двигательная, познавательная, социальная и т.д.).
Используемые методы
- игровые упражнения на развитие основных психических процессов;
- дидактические игры;
- приемы эмоционального вовлечения
Как известно, внимание детей раннего возраста кратковременное, неустойчивое, мышление наглядно-действенное, поэтому нами  был сделан акцент на игровую форму деятельности как ведущую в этом возрасте. Именно игра с движением, элементами новизны, яркости, динамизма, неожиданности является для детей тем средством, которое стимулирует их активность. Главным приоритетом  является деятельность детей, которая направлена на изучение и обследование окружающего мира. Важным средством на этом этапе выступают разнообразные стимуляторы – наглядные и практико-ориентированные пособия, игрушки, природный материал, способствующие развитию детей и накоплению ими опыта взаимодействия с окружающим миром.   
Особое внимание специалистами уделяется развитию моторики ребенка.
Исследования показывают, чем разнообразнее движения, которые он  выполняет, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному развитию малыша.
Построение занятий по психофизическому развитию предполагает совмещение общеразвивающих и коррекционных задач:
­ развитие движений и речи – через игровые ситуации побуждать детей к непроизвольным эмоциональным высказываниям;
­ развитие движений и общих представлений – взрослый показывает движения, ребенок подражает;
­ развитие движений и сенсорных представлений (цвет, форма);
­ развитие движений и коммуникативных навыков – приветствие, стимулирование и побуждение в выполнении движений.
Структура занятий
Представленные занятия имеют единую структуру и  включают в себя задания и упражнения различной направленности, которые в конечном итоге решают поставленные задачи. Представляется одинаково важным как развитие познавательных  и физических процессов детей раннего возраста, так и создание условий для расширения поведенческого и эмоционального репертуара
Вводная часть занимает приблизительно 10% от общей продолжительности занятия. Основное внимание уделяется организации и мотивации детей на дальнейший процесс работы, а также их эмоциональную вовлеченность. 
Основная часть занимает приблизительно 80% от общей продолжительности занятия и концентрируется на центральных задачах занятия.
Заключительная часть занимает приблизительно 10% от общей продолжительности занятия. Каждое занятие завершается особыми эмоциональными ритуалами релаксации,  закрепляющими позитивный опыт данного занятия.
Разработанные подробные конспекты представляют собой тематический цикл занятий, охватывающий весь период нахождения ребенка в нашем учреждении, что составляет практическую значимость представляемого пособия.
Предложенный цикл игровых сеансов позволяет дополнить работу специалистов, родителей по развитию и воспитанию детей раннего возраста в соответствии с их индивидуальными возрастными особенностями. Материалы Программы позволяют организовать социальную ситуацию развития ребенка так, чтобы воздействие взрослых соответствовало зоне ближайшего развития малыша.
Структура представленных игровых сеансов способствует гармонизации совместного взаимодействия ребенка со взрослым в процессе освоения предметной игровой деятельности. Это закладывает основы фундаментальных способностей, ключевых качеств будущей личности: познавательной активности, доверия к миру, уверенности в себе, творческих возможностей, мотивации достижения и общей жизненной активности.
Формы оказания ранней  комплексной помощи
• Групповые занятия в условиях центра
• Индивидуальные занятия  в условиях центра
• Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия с детьми раннего возраста
Достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком  само по себе не гарантирует переноса в повседневную жизнь малыша. Представление о том, что для воспитания нужны специальные педагогические и психологические знания, еще не укоренились в сознании значительной части современных родителей. Необходима преемственность работы в реабилитационном центре  и воспитания в семье. Поэтому в «Программу по психофизическому развитию детей раннего возраста» включен блок «Практикум для родителей» с целью повышения психолого - педагогической компетентности родителей, поддержании уверенности в их собственных возможностях в воспитании ребенка.

Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
Психофизическое развитие детей раннего возраста

Возврат к cписку публикаций